А мне реклама не понравилась я так и не посмотрела
Вселенная Джейн Хокиг: плодитесь и размножайтесь
Статус: Мастер
Регистрация:
16.10.2013
Откуда:
Беларусь, Минск
Репутация:
794
Отзывы:
57
|
Дата: 12.03.2015 Достоинства: Увлекательно наблюдать за пластическим подвигом Эдди Редмэйна, который сыграл Стивена Хокинга.
Недостатки: Фильм смазан, оставляет недосказанности даже в рамках собственного сюжета, который уворачивается от фактов научной и общественной жизни Хокинга.
|
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Нет
|
|
Комментарии (1)
Рейтинг: +1
|
В какой-то момент в мировом кинематографе «Made in Hollywood» от 100%-ной мифологии «крутых парней» с символическими по Фрейду пушками произошёл поворот в сторону «ботаников». Общество отозвалось и приняло. Или наоборот – получило ответ на свои чаяния. «Крутые парни» по-прежнему в обойме, «подобраны, как пули к револьверу», но появление на большом экране «ботаников» в качестве главных героев показывает, что они могут быть не менее интересны и сексуальны, чем мачо, бандиты, наёмные убийцы, копы и т.п.
Короче – курс на сапиофилию. Это когда мозги возбуждают больше, чем мышцы. Например, в прошлом году сняли про «ботаников» целых два фильма, которые привлекли внимание широкой общественности и отметились на премии «Оскар». Это «Игра в имитацию» про математика и отца всех компьютеров Алана Тьюринга и «Вселенная Стивена Хокинга» – сами угадайте, про кого.
Страсти по Хокингу начались, впрочем, давно. А на экран выплеснулись уже в 2004 году – художественным ТВ-фильмом компании ВВС со скромным названием «Хокинг» и очаровашкой, милашкой, и ваще-ваще – после «Игры в Имитацию», – Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.
Кажется, тот фильм такого шороху не наделал, как прошлогодняя новинка. А зря. Он гораздо лучше с точки зрения полноты изображения образа главного героя (Хокинга, конечно же), чем «Теория всего».
«Теория всего» – это дословный перевод оригинального названия фильма «The Theory of Everything», который у нас вышел под названием «Вселенная Стивена Хокинга». Кто всё-таки не в курсе, Стивен Хокинг – харизматичный и гениальный физик-теоретик, который очень много сделал в своей научной области. А «теория всего» – это теория, которая позволит связать воедино квантовую механику и физику больших объектов, пока что находящихся в разладе. В результате построения теории должна появиться единая формула, описывающая взаимодействие четырёх базовых феноменов во Вселенной. Об этой формуле и «теории всего» мечтают все физики. Ну, и Хокинг, конечно же.
Харизмой Хокинг во многом обязан поразившей его в юности инвалидности. Он полностью парализован и не то что журнал «Пентхаус» листать самостоятельно не может, но даже и говорить неспособен. Передвигается великий физик на специальной инвалидной коляске с компьютером, который ему позволяет общаться и писать книги.
Смог бы Эйнштейн стать апостолом и супергероем от науки за пределами научного сообщества, если бы однажды в почтенном возрасте со всколоченной шевелюрой а-ля «безумный гений» не показал язык фоторепортёру, который не прощёлкал, а именно щёлкнул сей уникальный момент? Сложно сказать. Но Хокинг далеко обошёл Эйнштейна по медийной популярности, просто показывая себя. В Хокинге соединяются две противоположные крайности – внушающая ужас и сострадание пополам с инстинктивным отвращением уродливая физическая немощь и вызывающая восхищение и зависть (мне бы такие мозги!) красивая интеллектуальная мощь. Хокинг – это «красавица» и «чудовище» в одном флаконе. Идеальный случай для мифологии.
Чем собственно и занимается кино, особенно «фабрика грёз» – созданием современной мифологии.
Однако сравнительно новоиспеченная легенда о житии и деяниях харизматичного учёного – фильм «Вселенная Стивена Хокинга» – вряд ли станет канонической. Создатели фильма вместо обработки и развития темы этого уникального соединения противоположностей – физической немощи и интеллектуальной мощи – в одном герое, взяли за основу вполне себе неоригинальную, хоть и полную перипетий и любовных многоугольников историю семейных отношений Хокинга со своей первой женой Джейн Хокинг. Во «Вселенной Стивена Хокинга» ещё худо-бедно отражено житие учёного-супергероя, но, практически, нету его деяний. А деяния его, напомним, научные. Именно эта грань его личности в комплекте со второй – инвалидностью – делает его личность интересной и уникальной.
Как трудно быть парализованным инвалидом, в фильме показано. Но инвалидов много, и далеко не про каждого снимают фильмы. Интерес вызывают инвалиды, которые вопреки, наперекор, или параллельно своему недугу представляют из себя что-то ещё. И пусть плюются поборники политкорректности после этих слов! Вряд ли кто-нибудь из них, завидев безногого на паперти, бросает всё, чтобы услышать историю его жизни, которая, кстати, может быть поинтересней фильма «Вселенная Стивена Хокинга».
Всякая научная деятельность («деяния») в фильме затушёвана напрочь. Какая, нафиг, «теория всего», и что там Хокинг думает о времени и чёрных дырах, – после просмотра становится не яснее, чем вопрос о том, спала ли Джейн Хокинг с другом семьи проповедником Джонсом. Последнее – это к тому, что при всей неуклонной мелодраматичности, и крену в сторону любовных историй, «Вселенная Стивена Хокинга» не отвечает даже на те вопросы, которые ставит, довольно-таки, ребром.
А в конце мы внезапно узнаём, что Хокинг был либеральным социалистом! То есть, он на протяжении всего фильма не обсуждает политику, общественную жизнь, и прочие житейские бла-бла-бла, о которых точат языки все, кроме тибетских отшельников, он не читает газет, и вдруг, как бы невзначай, – на тебе! – либеральный социалист. Ну, спасибо, что хоть об этом рассказали…
Это всё к чему? К тому, что фильм невероятно смазан. Сценарий для «Вселенной Стивена Хокинга» писался на основе мемуаров Джейн Хокинг. Которую интересовало, конечно, только то, что интересовало – слёзы и тяготы любви, собственная христианская самоотверженность и жертвенность и прочие трогательные мишутки. Фильм стоило бы назвать «Вселенная Джейн Хокинг», или в оригинале – «Теория Джейн Хокинг».
Может, если бы она была не специалисткой по испанской поэзии, а физиком, или, по крайней мере, «технарём», её воспоминания о Хокинге-учёном и были бы интересны широкому кругу людей, но поскольку, она гуманитарий и христианка (а Хокинг физик и атеист, чувствуете разницу?), то у неё получилась версия о Хокинге-горячо-и-преданно-любимом-инвалиде, которая может заинтересовать только карикатурных домохозяек.
Из последующих в конце кратких титров, зритель узнаёт о Хокинге больше, чем за весь фильм. А финальный эпизод, который венчает «Вселенную Стивена Хокинга», это гимн мещанской добродетели, осанна женщине с маткой и продолжению рода. «Смотри – что мы сотворили!» – патетически произносит парализованный герой, прототип которого силой мысли сумел оседлать чёрные дыры, и камера со сладко расплывающихся, как кремовые пирожные, физиономий Джейн и Стивена переходит на троицу их детишек, которые в замедленном режиме выходят на парад-алле!
Чувствуете, в чём пафос и главная мысль этого кинопроизведения? Самое главное, что сделал Хокинг за свою жизнь, и в чём ему совершенно равнозначна, или даже его превосходит Джейн просто в силу своих природных функций, – это наплодил детишек!
Всё.
Финиш.
Дети, а не научные прозрения и открытия, – то, ради чего весь сыр бор. И это – когда любая баба может родить когда угодно! (Не я сказал, а Булгаков, устами профессора Преображенского.)
Эдди Редмэйн, до этого напомнивший зрителю о себе в роли злобного мерзавца-аристократа в «Восхождении Юпитер», весьма убедительно сыграл роль учёного в фильме «Вселенная Стивена Хокинга». За это он получил «Оскара» и искривление позвоночника. «Оскара» – это, конечно, актёру приятно, и есть за что. Попробуйте так поизгибаться, повыворачивать суставы и продержать такую мимику, как у Хокинга, хоть полчаса! Но позвоночник он положил на алтарь искусства, кажется, зря. В данном случае – не в коня корм.