11
отзывы
4.43
рейтинг
100%
человек рекомендуют
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Отзыв:

Сезон хоббитов закончен: Последнее путешествие в Средиземье

Регистрация:
16.10.2013
Откуда:
Беларусь, Минск
Репутация:
794
Отзывы:
57
Дата: 14.12.2014
Достоинства: Зрелищный экшен с красивыми сценами баталий и поединков. Ну и как-никак - большущему делу "венец".
Недостатки: Кое-где зашкаливает героический пафос. Зрители в кинотеатре - это серьёзный минус!
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Рейтинг: +2

Долгожданное для поклонников Дж. Толкина и Питера Джексона событие случилось. 11 декабря 2014 года в прокат вышел «Хоббит: Битва пяти воинств». Слоган фильма: «Последнее путешествие в Средиземье».

Все, кому интересно, и так знают, но для проформы стоит сказать, что это третья заключительная часть приквела к кинотрилогии «Властелин колец», киноадаптация сказки Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», выполненная Питером Джексоном.

Для братства фанатов кольца и хоббита это событие хоть и долгожданное и, несомненно, радостное, но в то же время отчасти и грустное – вот и всё, сказка кончилась, титры. Питер Джексон больше не будет снимать фильмы по мотивам литературного наследия Толкина. Таковы условия соглашения с владельцами прав на это самое, бесценное, как Аркенстон[1], наследие.

Для Питера Джексона, снявшего обе трилогии («Властелин колец» и «Хоббит»), это событие, как минимум, знаковое – настоящая веха в его жизни и карьере: он памятник воздвиг себе на целлулойде. Километры кинолент, годы жизни и работы, свыше миллиарда долларов вложений (включая расходы на маркетинг), около 18-ти часов экранной реальности! Можно с уверенностью сказать, что Джексон создал свой opus magnum и вошёл в историю кинематографа, как когда-то Джордж Лукас со своими «Звёздными войнами», и теперь может запросто почивать на лаврах, или снимать арт-хаус.

Конечно, всё, кому интересно, и так будут смотреть фильм, какой бы отзыв на «Хоббит: Битва пяти воинств» не прочитали. Но всё-таки, что можно сказать о фильме… Начинается всё очень динамично, без всяких предысторий, как было во второй части «Хоббит: Пустошь Смауга», – так, словно между показом второй и третьей части «Хоббита» и года не прошло, и зрители не выходили из кинозала. Едва устроишься поудобней в кресле, тебя швыряют в огненную бурю. Это полыхает Озёрный город, над которым носится изрыгающий пламя дракон Смауг (которого разбудили гномы во второй части). Люди бегут и стенают, бургомистр кричит: «Город пропал, спасайте золото!», и, спихивая с лодки цепляющихся бедолаг в ледяную воду, пытается смыться первым…

После уличного морозца и спокойных видов там-сям въевшегося в асфальт снега и льда, опечатавшихся на сетчатке по пути в кинотеатр и ещё не сошедших полностью с глаз, зрелище ревущей вакханалии огня вызывает какое-то внутреннее сопротивление и когнитивный диссонанс. Шум и гам этого «огненного» эпизода сразу оглушает ещё не привыкшие к громким звукам в формате Dolby Digital Surround уши. Правда, потом, когда наступает затишье на экране, начинаешь глохнуть уже от хрустящих звуков издаваемых вокруг десятками, а то и сотней челюстей, интенсивно перемалывающих попкорн. Тогда начинаешь понимать, почему в кинотеатрах нужен громкий звук! И уже ждёшь не дождёшься, когда же начнётся ещё какой-нибудь экшен, и мощная аудиосистема кинозала хоть немного перекроет хруст этого корма, ради которого пришло в кино 70-80% зрителей – если судить по интенсивности хруста, который свидетельствует о недюжинном аппетите.

Ради интереса позже я посмотрел цену на «большое» ведро корма, и «большую» кока-колу (именно такие порции в руках у «киноманов», в основном, можно увидеть). В том кинотеатре, в котором я отправился вслед за гномами и Бильбо Бэггинсом в «последнее путешествие в Средиземье», корм стоил 180 рублей, а кола 120, итого 300 рублей, а это немного больше, чем стоимость билета на дневной сеанс в 3D. Если расставить приоритеты согласно стоимости, то и получается, что многие ходят в кино, чтобы, наконец, дорвавшись с голодного края, пожрать-попить вволю!

Пожар над Озёрным городом и густой сладковатый запах жаренного попкорна сочетались довольно странно, но сочетались. Однако когда дело дошло до эпизода, в котором гномы забаррикадировались в заброшенной крепости под-Горой, где раньше спал богатырским сном Смауг, и собирались, вроде бы, жить и долго выдерживать осаду, моё воображение, насильно и непрестанно будоражимое этим запахом, вырвало меня из сказки неуместным вопросом. Я всё думал: а что там эти гномы будут есть – в заброшенной и пустой крепости, в которой точно нет запаса консервов, и на лугах не пасутся коровы, и даже грибы-ягоды не растут на каменных стенах, а попкорн и в помине не продают?

Когда прошло полфильма, у большинства зрителей, слава богу, корм закончился, запах стал убывать и раздражать меньше. Но в сказку полностью вернуться не удалось. Публика рядом со мной не растерялась и тут же нашла применение своим ртам, освобождённым от попкорна. Рты без передышки стали с удовольствием комментировать происходящее на экране. Особо бодрые голоса уверенных в своём остроумии и компетенции зрителей доносились через 5 рядов. Однако на экране уже началась конкретная разборка – битва пяти воинств, и грохот стали и рёв воинственных кличей удачно заглушили мнения киноманов.

Демонстрации битвы посвящена большая часть фильма, что настолько логично и прямолинейно соответствует его названию, что аж как-то неприлично. Масштабные батальные сцены перемежаются локальными поединками между главными героями конкретной разборки. И вот эти поединки гораздо интереснее, чем стенка-на-стенку с высоты орлиного полёта.

Если первая часть джексоновского «Хоббита» местами смахивает на совершенно детскую сказочку и мюзикл, вторая – это динамичное роуд-муви с погонями и драками на остановках, то третья часть «Хоббита» – это стопроцентный героический эпос и батальная эпопея – прямо-таки «Война и мир» доисторических времён, – с правильной моралью и выверенным балансом сил Добра и Зла. Во всяком случае, таким фильм представляется, если бы не один нюанс…

Все разборки, все подвиги, жертвы и трудные моральные решения – из-за золота. Гномы, эльфы и люди гибнут за металл! Перед непосредственно самой битвой к обители гномов под Горой съезжаются воинства во главе со своими паханами, как на стрелку. Ну и паханы начинают, как это водится, не по-детски «тереть»: кому и сколько положено от «общака», который удалось отжать у Смауга. И только перед лицом внезапно нагрянувшей оркской группировки беспредельщиков паханы (которые «в законе») эльфов, гномов и людей объединяют свои силы.

«Спасайте золото!» – звучат слова бургомистра в самом начале, и далее про золото речей будет очень много. Тема презренного металла золотой нитью проходит через весь фильм, и Питеру Джексону не удалось спрятать за красивым героико-эпическим пафосом банальную и пошлую правду жизни – всё из-за бабла! И у эльфов с гномами – всё как у людей.

Орков, кстати, золото не интересовало, их интересовало исключительно насилие и власть. Власть Зла. Но что такое Зло? – можно задать вопрос. Не примчись орки на «стрелку» под-Горой, зла и насилия хватило бы и без них, но в этом случае лучшие качества и благородные порывы так и не раскрылись бы у сильных мира Средиземья и полегли бы они в бесславной резне.

Героический пафос в фильме порой зашкаливает. Женщины кричат что-то вроде «За родину! За Сталина!» и собирают женский батальон плюс вспомогательные отряды детей и стариков. Много пафосных рассуждений о выдвижении на подмогу «своим» отряда уже хорошо известных нам гномов (их всего 13, не считая Бильбо). Словно 13 гномов могут значительно повлиять на исход баталии! Ну, по фильму, вроде, так и есть. Эти гномы там - за каких-то супер-коммандос и отпетых диверсантов, которые стоят целой армии.

Конечно, перебор с пафосом не имеет большого значения, ведь «Хоббит: Битва пяти воинств» и должен быть по определению героическим эпосом с правильной моралью и выверенным балансом сил Добра и Зла, а всякая неприглядная правда жизни и психологическая убедительность пусть остаётся на долю арт-хауса.

Зритель сполна сможет насладиться зрелищностью, экшеном, батальными сценами и красотой акробатики локальных драк. Ради этого фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» стоит посмотреть. И ради того, конечно, что это «Последнее путешествие в Средиземье» в масштабном эпосе Питера Джексона, на котором могло успеть вырасти целое поколение. Сезон хоббитов, эльфов и гномов закончен. Время людей продолжается, и золото по-прежнему в цене. Грядёт ли время орков? Видимо испугались накликать, и так и не поставили «Око Саурона» над «Москва-Сити»[2]. А жаль, было бы актуальненько и свежо.

--------------------------------------------------------
[1] Драгоценный камень, символ власти, главная ценность гномов, которую должен был вернуть Бильбо Бэггинс в качестве «взломщика».
[2] Проект инсталляции в маркетинговых целях был задуман, но не реализован из-за опасений вызвать недовольство в некоторых слоях общества и у протоирея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата.

Комментарии

Рейтинг: 0
Удивительная Рядом
написал 15 декабря 2014 в 02:44
Статус: Звезда сайта

Вопрос на засыпку: если русскую версию посмотрит человек, который ни в зуб ногой по-русски, он что-нибудь серьёзно потеряет в понимании происходящего?

Рейтинг: 0
vishnia666
написал 15 декабря 2014 в 12:36
Статус: Мастер

Интересный вопрос. Действительно, на засыпку. Задумался... Потом вспомнил, что в "Хоббитах" часть разговоров, хоть и небольшая, происходит на всяких эльфийских и оркских языках (я не толкинист, поэтому точно не знаю, как они называются), а внизу экрана даются субтитры с переводом, которые я читал кое-как, потому что экран большой, глазами прыгать неудобно, тем более, на экране всякое там происходит. И вот, мне совершенно не мешало, что я что-то упускал из этих разговоров. Поэтому, думаю, что если человек не слишком дотошно следит за сюжетом и не стремится вникать в нюансы, то он может посмотреть фильм на незнакомом языке и понять большую часть происходящего. Это же эпос, там все персонажи на понтах - у них всё на лице написано.

Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.