На днях прочитала, книга понравилась, вот точно время не потрачено зря))
Детектив 3 в 1.
Статус: Мудрец
Регистрация:
02.03.2015
Репутация:
2236
Отзывы:
186
|
Дата: 15.07.2015 Достоинства: Сюжет, построение, стиль.
Недостатки: Нет
|
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
|
|
Комментарии (4)
Рейтинг: +4
|
Итак, Жоэль Диккер "Правда о деле Гарри Квеберта". Еще одна недавно прочитанная мной книга.
Прежде чем приступить к препарированию самой книги, хочу обратить внимание на автора. Так как книга меня заинтересовала, то я заглянула в инет. Поразило одно - все кому не лень, величают его французом, тем временем как все биографии швейцарцем. Кстати, странички в Вики с ним я так и не нашла, но это просто к слову. Вернемся к французско-швейцарской принадлежности. Я понимаю, что не особо охота штудировать биографии какого-то там писателя, можно и ошибиться, тем более, что звучание имени располагает. Но не все же поголовно. Это даже в а-ля рецензиях светится. Не знаю, как они читали и писали, если в аннотации черным по белому (в моем случае зеленым по древесине - я добралась до настроек электронной читалки и чуток побуянила) написано "швейцарец". Откуда взялся француз - ума не приложу.
Ну да ладно, черт с ним, вдруг это биографии ошиблись. И аннотация. У мужика вроде французские корни; может народ изучал его гениалогию очень тщательно.
Теперь сама книга. Та же аннотация и иже с нею наперебой твердят, что роман стал гипермировым бестселлером чуть ли не до того, как вышел в свет. Скачивая, раздумывала о том, что за этими мировыми бестселлерами найти стоящую книгу практически невозможно. Но вдруг и правда что-то стоящее? Тем более, я давно детективов не читала.
О чудо! Очередной "мировой бестселлер" оказался действительно чем-то удобоваримым. И, кажется, действительно потянул на что-то толковое и стоящее внимания.
Роман построен по принципу "история в истории".
История 1. Расследование убийства тридцатилетней давности в наше время. Любопытный мозговитый писатель, детектив, свидетели, человек, которого обвинили в убийстве, попытка выяснить, что произошло 30 лет назад - в общем классика детективного жанра.
История 2. События 30летней давности. Вроде бы та же классика жанра, но автор создал ее, как отдельную историю. Эту часть можно было бы выпустить отдельной книгой и ничего бы не нарушилось. Эта и есть главная часть книги, но она не сугубо детективная. Скорее это просто история любви, людских предрассудков и склонности к жестокости и убийству.
Две истории, одна в одной. Не такая уж и редкость в принципе. Но автор пошел дальше, он соединил эти две основные истории третьей - историей потерявшего вдохновение писателя. Тоже вроде бы ничего особенного - теряющий известность писака решил спасти своего друга, а заодно свою карьеру, написав книгу о событии десятилетия. Что удивительного? Подобные произведения вечно кишат сыщиками на мели, несправедливо обвиненными, шантажируемыми и т. п. Но разница в том, что обычно все эти составляющие приводятся лишь для того, чтобы "заставить" героя копаться в деле. Они мотиватор, но не самостоятельная история. (Боже, сколько историй! Да простят меня филологи и иже с ними)
А Диккер и тут создал историю. Историю писателя, который расследует убийство в настоящем и пишет книгу и том, что произошло в прошлом. И все эти три события тесно и гармонично сплетены в одно произведение. И каждому из них уделено достаточно внимания, оно раскрыто и завершено.
Как обычно строятся подобные произведения? Главному герою сунули пушку (пачку денег, заложницу, компромат) под нос, приказали найти убийцу (либо он сам решил отомстить, потому что пришили его друга/жену/любовницу/детишек). И вот наш крутой парень, расстреляв треть континента, взорвав пару-тройку десятков жилых и нежилых зданий и покувыркавшись в койке с доброй сотней манекенщиц, раскапывает грязное прошлое и преподносит убийцу на блюдечке. Или на разных блюдечках, в зависимости от своей кровожадности и интенсивности больного воображения автора.
Но у Диккера нет ничего подобного. Это красивая (именно красивая), плавная детективная история. Кто-то, помню, говорил, что роман скучный. Ну да, никакой расчленеки раз в три главы, крутых мачов и толпы садистов с ножиками. Боже, какая скука! Нужно шевелить мозгами на протяжении всей книги. Даже не знаю, как такое можно вынести.
Да, это старый добрый интеллектуальный детектив, на протяжение которого есть над чем поломать голову. Но и это не все.
Обычно детективы строятся по принципу расследовал-нашел убийцу. В лучшем случае неожиданного убийцу. Более продвинутые - расследование, куча подозреваемых, половина убийцы, и, о Боже! убийца-то дворецкий! Еще более продвинутые - расследование, толпа убийц, убийца дворецкий. Нет-нет, что-то здесь не то... о черт, убийца же шофер!
Диккер ближе всего к последнему варианту. Но, в отличие от большинства бледных попыток подражать старушке Кристи, он создал не совсем стандартный детектив.
Во-первых, множество крутых и неожиданных поворов событий. В другом случае я бы сказала, что их слишком много, но автор как-то умудрился сделать их необходимыми, а не лишними. Обычно такие попытки "закрутить" сюжет гачинают раздражать - они недоработаны, иногда не нужны и выглядят лишними. Но не в данном случае. Правда, местами автор балансировал на грани, но все же сделал все идеально, ну или почти. Именно поэтому некоторым книга кажется скучной - она не заканчивается, когда, вроде бы, все закончено. Она в этой точке получает новый виток. Да, читать ее, воспринимая, как рядовой экшн скучно. Но вот тренировка для мозга идеальная.
Во-вторых, это не типичный детектив, с отпечатками, гильзами и сыщиками с лупами. Все это присутствует в очень малой степени. Расследование ведется в жизни людей. Я уже говорила, что книгу можно разделить на две. Одна из них и есть настоящее расследование - история маленького городка в целом и конкретно героев драмы - их страсти, переживания, поступки. Именно это привело к трагедии. Идеальное сочетание романа в романе.
И в-третьих. Включение новых персонажей, когда вроде бы все сошлось. И новых качеств героев. Новых фактов. В ясную картину вдруг врывается какой-то левый мужик, девочка-ангел становится шлюхой, а тот, кто дал толчок событиям, оказывается покойником задолго до того, как события вообще начались.
Но самое поразительное то, что все это нагромаждение пазлов не вызывает чувства перебора авторской фантазии. Оно идеально сплетено, нигде ничего не торчит, нигде ничего не прилеплено кое-как. У автора и правда талант.
В общем, я удивлена. Не ожидала и половины такого качества. Хотя под конец все же немного устаешь от постоянного мельтешения и изменения событий, но возможно это скорее плюс. Да, головокружительной динамики там нет, напряжения на пределе тоже, но книга увлекает от самого начала и до последней страницы. И, как я уже не раз повторялась, - это прекрасный тренинг дшя мозга. Для меня лично это очень большой плюс; испытываю слабость к хорошим детективам.
Комментарии
Прочитала наконец "Океан в конце дороги", книга понравилась. Возьму теперь эту на заметку.