Не смотрела
А виноват Пушкин
Статус: Звезда сайта
Регистрация:
28.03.2014
Откуда:
Россия
Репутация:
5702
Отзывы:
299
|
Дата: 20.10.2020 Достоинства: Старинная архитектура и средневековые интерьеры в кадре
Недостатки: Выбор актеров на роли Годунова и его жены
|
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
|
|
Комментарии (9)
Рейтинг: +10
|
Первую часть сериала про жизнь и деяния Бориса Годунова до обретения им статуса царя я посмотрела месяца два назад, и она показалась мне такой неуклюжей и жалкой попыткой рассказать об этом политическом деятеле что-либо запоминающееся, кроме всё того же приписываемого ему, но не доказанного участия в убийстве малолетнего царевича, что я не стала ни отзыв писать, ни торопиться смотреть вторую часть "Годунов. Продолжение" (2019). Однако ютуб мне так услужливо её подсовывал в качестве must watch, что я решилась и даже осилила её целиком.
Мою задачу облегчили два обстоятельства: существенно прикрытое бородой лицо Безрукова и переход его персонажа в небытие к середине фильма. И вот тут стоит отметить, что мне лично вообще непонятен выбор именно этого вездесущего актера на титульную роль. Хотя после Годунова не осталось ни живописного портрета, ни даже черепа для реконструкции внешности, но доподлинно известно, что мужчина он был высокого роста и к концу жизни набравший многие добавочные килограммы. Безруков же рядом с исполнителями ролей бояр выглядел мелковато и худовато.
Во время просмотра меня не покидало желание ходить в поисковик и пытаться обнаружить, а что же сообщают исторические документы. И этим сериал напоминал турецкую эпопею "Великолепный век". Вот так смотришь и каждого персонажа и движение сюжета проверяешь на "верно/неверно/доподлинно неизвестно". В третью колонку при сортировке попадают сны царя, заполняющие собой изрядную часть экранного времени, происхождение Лжедмитрия II, любовь царевны к не подходящему ей по положению мужчине. А вот музыкальное произведение духовного характера, вдохновленное страстью Отрепьева к Ксении Годуновой, - оно реально было написано или плод фантазии авторов фильма, мне неясно. Как и песенка о самозванце, исполняемая а капелла женщиной из низов отнюдь не в храме, - это народное творчество, прошедшее сквозь века, или новодел как он есть?
Чем сериал порадовал. Меня лично, разумеется, и со мной можно не соглашаться.
В первую очередь, историей любви почти простых людей - стрельца и дочери знаменитого зодчего, хотя мне пока неизвестно, а была ли у него дочь, и не факт, что история такие сведения сохранила. Здесь важно не историческое существование прототипа, а другое: в условиях смуты люди проживали вовсе не те варианты жизни, которые соответствовали традиционному укладу, и волны событий, не обузданные волей и умом человека, при этом не располагающего достоверной информацией о происходящем, могли занести его в невероятные ситуации и заставить принимать нерядовые решения. Прием повествования о выдуманных героях в пекле реальных событий не новый, но всегда действенный. Я даже выскажу мысль, что именно эту пару стоило бы сделать главными героями фильма, в названии которого фамилия Годунов бы не значилась.
Во-вторых, на меня произвел сильное и приятное впечатление выбор актера Александра Устюгова на роль патриарха Филарета, в мирской жизни Федора Никитича Романова, отца первого царя новой династии. И фактура, и игра удерживают внимание зрителя всё то время, когда этот актер в кадре, особенно после исторически принудительного перевода персонажа в монашеский чин.
В-третьих, я высоко оцениваю точность названия второго сезона. Самого Бориса в кадре полсериала нет, но слово "продолжение" своими возможными трактовками позволяет так обойтись с поклонниками Безрукова к удовольствию тех, у кого он вызывает отторжение.
В-четвертых. Ну, это так тонко вышло, что, пожалуй, даже и случайно. Но сильные приступы подагры, возникавшей при систематическом переедании мяса очень богатыми людьми, на фоне голода и раздачи хлеба нищим - они, похоже, про сознательный выбор страданий Годуновым.
Чего мне в фильме не хватило. Знамо дело, убиенного младенца. Сына Марины Мнишек, которого Михаил Романов был вынужден казнить. У режиссера могло быть какое угодно обоснование для отказа хотя бы упомянуть этот факт, но внимательно не столько посмотревшего, сколько вслушавшегося в диалоги зрителя авторы фильма убеждают, что правильно - это сначала восхождение на трон, а уж потом убийство ребенка и никак не наоборот, иначе трехсотлетнего царствования династии не видать.
Костюмы, оружие, лошадей, манеру актеров двигаться в одежде старинного покроя не критикую. С этим либо сложно, либо плохо, либо нереально. А вот грязь на дорогах в кадре верная, не чернозем ни разу. И мрачная атмосфера с политтехнологиями вполне российские.
Рекомендации. Надумаете посмотреть - помните, что это сериал по мотивам исторических событий, а не полноценное историческое исследование со ссылками на источники информации. Любуйтесь, плюйтесь, пугайтесь, но не верьте. Пожелаете узнать больше, а именно о том, что такого сделал для России Годунов как правитель, добро обратиться к свидетельствам эпохи. Библиотеки ждут вас.
Вот только не беритесь за Пушкина, поскольку его выбор спорной версии причастности Годунова к убийству в Угличе привел к тому, что этого избранного народом царя широкие читающие, а также посещающие оперу и смотрящие кино люди знают как детоубийцу и узурпатора власти и ни в каком другом качестве.
Комментарии
Продолжение еще не смотрели. А вот первая часть сериала впечатлила. А мужу совсем не понравилась.
эмоциональный отзыв, увы, что касается актеров, далеко не всегда сама согласна с их выбором причем не только на главные роли
Пока не встречала таких фильмов, в которых Безруков не играет Безрукова. Но видимо на этом и держится его популярность.
Спасибо за интересную рецензию! Я случайно «набрела» на этот фильм и несмотря на другие вечерние планы, зависла.