30
отзывы
4.12
рейтинг
87%
человек рекомендуют
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Отзыв:

Сквозь «кротовую нору», за «горизонт событий» и дальше... Космос будет наш!

Регистрация:
16.10.2013
Откуда:
Беларусь, Минск
Репутация:
794
Отзывы:
57
Дата: 20.11.2014
Достоинства: Красивый, масштабный, мощный фильм, который пробуждает возвышенные мечты о комическом будущем человечества.
Недостатки: Несущественны.
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Рейтинг: +4

А я все чаще замечаю,
Что меня как-будто кто-то подменил.
О морях и не мечтаю —
Телевизор мне природу заменил.

Кот Матроскин. М/ф «Трое из Простоквашино»

Грубый век, грубые нравы, романтизму нету…

Персонаж Г. Вицина в фильме «Не может быть!»

С тех пор, когда эти слова впервые были произнесены на широкую аудиторию, чтобы стать узнаваемыми и даже крылатыми, их актуальность нисколько не упала, а напротив – возросла. «Романтизму» сегодня не хватает не только в жизни. В кино его тоже маловато. Если не брать в расчёт ванильно-плюшевые слёзно-умилительные мелодрамы, в которых шаблонная романтичность больше смахивает на импотенцию, и совсем уж оторванные от жизни сказочные истории, исторические фильмы и комиксы, то такого настоящего, душевного и масштабного, чтобы – ух! – и дух захватило, и захотелось подвигов и великих свершений, – такого «романтизму» почти и нет.

А между тем, романтические «души прекрасные порывы» – двигатель прогресса не менее мощный, чем маркетинг, реклама и высокие продажи. И нести в массы прогрессивный романтизм жанру фантастики (как в кино, так и в литературе) пристало, как никакому, может быть, другому жанру. Ну, а поскольку, кино, как ещё Ленин заметил, важнейшее из искусств, то…

Рыцарские подвиги, пираты Карибского моря (при всех достоинствах одноимённых фильмов), гладиаторы и прочее – остались в прошлом. А нужно смотреть в будущее. Поэтому – фантастика. Хороший фантастический фильм не только развлекает, но и будоражит воображение, пробуждая в душе этот самый «романтизм».

По собственному признанию Кристофера Нолана в недавнем интервью, появившемся в «Афиша – Воздух», в своё время ему здорово взбудоражили воображение фильмы Джорджа Лукаса «Звёздные войны», «Близкие контакты третьей степени» Спилберга и «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Эти шедевры взбудоражили воображение многим, конечно, не только Нолану. Но Нолан, ставший дорогим голливудским режиссером и не растерявший дух «романтизму», сумел передать его в полном объёме уже в своём творчестве. А именно, в последнем фильме – «Интерстеллар / Interstellar» (2014).

Сей эпичнейший фильм, кстати говоря, будучи задуман ещё в 2006 году, мог быть снят мэтром Спилбергом, творчеством которого вдохновлялся Нолан, в итоге занявший режиссёрское кресло. Восемь лет и 165 млн. Долларов на «Интерстеллар» угрохали, надо признать, не зря. Для прагматиков и маркетологов скажем, что фильм уже поднял кассу почти в два раза перекрывшую расходы. А для романтиков сообщим, что у фильма есть одно огромное несомненное достоинство, которое перекрывает разом и все прочие достоинства, и, уж конечно, недостатки, – это мощный заряд веры в человеческий разум, волю и космическое будущее человека.

«Интерстеллар», определённо, призван возродить большую мечту человечества о покорении космоса, ныне, можно сказать, почти забытую и сданную в архив. В фильме неслучайно, в этом смысле, есть эпизод: учительница выговаривает главному герою за дочь, которая принесла в школу старый учебник, где сказано про высадку экспедиции «Аполлон-11» на Луну, и противоречит официальной версии, что никаких полётов на Луну не было, а была просто удачная PR-кампания в рамках «космической гонки», чтобы разорить СССР. Космос не в моде, человечество на грани гибели из-за сельскохозяйственного коллапса, нужно растить кукурузу, а не тратить время и деньги на бессмысленные и непозволительно дорогие космические проекты. Такова реальность недалёкого будущего по сюжету фильма. И всё-таки спасение людей – именно в космосе, или его нет вообще.

В это верит главный герой по фамилии Купер в замечательном исполнении Мэтью МакКонахи – инженер и пилот-астронавт, сердцем устремлённый к звёздам, но которого гнетут к земле обстоятельства, вынуждая заниматься фермерством. В этом пассаже мы можем увидеть почти что вечное противоречие между Землёй и Небом, которое с античных времён олицетворяет спор между Аристотелем и Сократом. И когда представляется случай, не без колебаний – потому что это значит оставить дочь и сына, – Купер отправляется на встречу «горизонту событий» и даже дальше…

Путешествия посредством пространственно-временных искажений – «кротовых нор», или «червоточин», сюрпризы гравитации, Чёрные дыры, другие галактики, пятимерный континуум (где время выглядит как пространственное измерение) и даже парадоксы времени – вот достойный научно-фантастический набор «Интерстеллара». За научную часть при создании фильма отвечал известный физик-теоретик Кип Торн. Вся визуальная часть, касающаяся космической экзотики, была сделана под его чутким руководством. Поэтому те, кому интересно, как выглядит на самом деле Чёрная дыра, или «червоточина», смогут наконец-то удовлетворить своё любопытство, хоть и не насытить сполна (лучше-то, конечно, своими глазами – вживую, кто бы спорил).

Следует заметить, что в фильме благодаря этим самым «червоточинам» космос хоть и остался пустым, холодным и даже враждебным человеку, но уже не представляется таким необъятным, что кажется, что он и есть физическая граница человеческих возможностей, и дальше этого предела не пройти. А учитывая, что фантастические «фишки» «Интерстеллара» взяты не с потолка, а довольно плотно опираются на научные факты и гипотезы, то фильм вселяет вполне реальную надежду на светлое космическое будущее. И если вы, подобно незабвенному коту Матроскину уже «о морях и не мечтаете» и сокрушаетесь по этому поводу, а телевизор вам природу заменил, то выключите его и сходите в кинотеатр. Глядишь, и мечтать начнёте о космосе.

Добиться, чтобы у зрителя после просмотра появились такие мечты, появился интерес к науке и будущему, – в этом, кажется, одна из немаловажных задач, которую ставил перед собой Кристофер Нолан. И с этой задачей он справился на «отлично», остальное не так существенно.

В течение почти трёхчасового просмотра фильма «Интерстеллар» вы неоднократно услышите строки из стихотворения английского поэта Дилана Томаса: «Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы…» Это вариант перевода из русского дубляжа фильма. Также существуют другие варианты поэтических переводов этого стихотворения, которое считается одним из лучших в творчестве английского поэта. Выбор стихотворения в фильме также представляется неслучайным, и дело не только в созвучии пафоса стихотворения с сюжетом. Дилан Томас – поэт первой половины ХХ века, который во многом следовал традициям романтической поэзии, хотя золотое и даже – просто – время романтизма к тому времени прошло. Примечательно, что другое не менее знаменитое стихотворение Дилана Томаса можно встретить в фильме «Солярис» Стивена Содерберга.

Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» на 100% эпичный и заряжен прогрессивной жизнеутверждающей романтикой, чего, например не хватило очень хорошему, но не столь однозначному и явно недооценённому фильму «Превосходство» Уолли Пфистера, который также вышел в этом году. Несомненно, «Интерстеллар» займёт своё почётное место среди классики фантастического кино и, возможно, откроет заново моду на космическую тематику.

Другие отзывы автора

Комментарии

Рейтинг: 0
marica
написала 20 ноября 2014 в 19:22
Статус: Участник

Интересно.

Рейтинг: +1
Marlen
написала 23 ноября 2014 в 00:23
Статус: Мудрец

Космическая тематика выдохлась потому что не встретила хоть какого-то подкрепления в реальности. Стало ясно, что никуда мы в ближайшие эн-цать десятилетий не улетим. Грустно, конечно. Потому и фантастика пошла "вглубь" - в матрицу, нанотехнологии, люси и прочее.

Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.