Фильм "Превосходство" (2014)
9
отзывы
3.92
рейтинг
89%
человек рекомендуют
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Отзыв:

Русский космизм + трансгуманизм = «Превосходство (Трансцендентность)»

Регистрация:
16.10.2013
Откуда:
Беларусь, Минск
Репутация:
794
Отзывы:
57
Дата: 07.07.2014
Достоинства: Глубокомысленный философский фильм, нетипичный для голливудского блокбастера, актёский состав, актёрская игра, визуальный ряд , замысел.
Недостатки: Есть некоторые логические нестыковки, недоработки, характерные, впрочем, для всего кино в целом. Но это если придираться.
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Рейтинг: +2

10-го июля в отечественных кинотеатрах стартует прокат одного из самых ожидаемых фильмов 2014-го года «Превосходство (Transcendence)». Этот фильм стал режиссёрским дебютом Уолли Пфистера – оператора-завсегдатая Кристофера Нолана. Действительно, визуальный ряд фильма вполне хорош. Однако навязчивое упоминание кинокритиками Нолана в связи с этим проектом не совсем оправдано, Нолан выступил всего лишь одним из одиннадцати продюсеров «Превосходства».

Аннотацию к фильму легко найти в Интернете. Кстати, если повезёт, в Сети можно найти и сам фильм в годном качестве и хорошей озвучке. Сюжет вкратце таков: гениальный учёный Уилл Кастер (Джонни Депп), работающий над созданием искусственного интеллекта, смертельно ранен фанатиками-борцами против технологического прогресса, и Кастеру ничего не остаётся, кроме как, воспользовавшись разработкой другого своего гениального коллеги-учёного, уйти в виртуальную реальность, в Интернет. Ну и тут пошло-поехало…

Пожалуй, на таком описании и стоило бы остановиться авторам аннотации, но зачем-то они прибавили (цитирую с Кинопоиска): «худшие опасения претворяются в жизнь, когда жажда знаний Уилла переходит в неконтролируемую жажду власти…». Весьма расхожий штамп. Почему-то если уж какой-то учёный волей случая дорвался до каких-то крутых технологий, особенно информационных, то бьют колокола тревогу. Сразу от него (этого кибер-человека) ожидают «жажды власти», не в силах забыть «Газонокосильщика». И на эту, надо полагать, официальную в русскоязычном прокате аннотацию повелись даже махровые кинокритики из солидных, вроде бы, изданий. Например:

«Кастер получает смертельную пулю от террористов и […] загружает свое сознание в компьютер. Перезагрузка приводит к тому, что ученый-гуманист превращается в киберчеловеческого призрака, намеренного захватить власть над миром». (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»)

«…доктора подстреливают, после чего он отправляется […] в виртуальную реальность, откуда начинает управлять своим изобретением. И делает это совсем не лучшим образом: контролирует компьютеры, телефоны и прочие гэджеты, превращаясь в злодея». (Иван Чувиляев, «Фонтанка»)

Ей богу, возникает подозрение, что авторы этих рецензий (причём отрицательных) писали их, посмотрев лишь трейлер к фильму и прочитав нелепую аннотацию (а ведь фильм таки можно было найти в Интернете!). На самом деле всё не так! Виртуальный Вилли (Джонни Депп) вовсе не стал злодеем! Его морально-этический статус не акцентирован и не определён, а намерения у него были самые благие! Авторы фильма оставили зрителю на послевкусие возможность поразмышлять и самостоятельно определить своё отношение к кибер-доктору. За что им огромное спасибо! Отсутствие явного злодея в голливудском дорогущем фантастическом триллере, это смелый отход от Штампа штампов. Фильм вообще достаточно сложный и нетрадиционный для блокбастера… Фишка Уилла вовсе не в контроле над гаджетами или даже жажде знаний...

«Превосходство» (иной возможный перевод «Трансцендентность», и он гораздо более подходящий!) – это фильм весьма философский. Причём философский фундамент густо замешен именно на философии русского космизма (тем более удивительно, что российские кинокритики уделили так мало внимания фильму и отозвались негативно!). А русский космизм, это – воссоединение людей, Богочеловечество, бессмертие, гармония с природой и космосом, это вселенская мудрость и конец (в хорошем смысле) Истории. Короче, русский космизм – это луч света в тёмном царстве разлагающейся цивилизации, распада человеческих связей, войны, мора, голода и грозящего апокалипсиса (в плохом смысле). В «Трансцендентности» (всё же я буду именовать этот фильм так) своеобразно, в контексте трансгуманизма и современных перспектив развития технологий переплетены идеи Н. Ф. Федорова, Вл. Соловьева, В. И. Вернадского и С. Н. Булгакова (короче, Википедия). Впрочем, в Википедию лезть необязательно, фильм более-менее полно раскрывает тему и даёт обильную пищу для раздумий тем, кто в шапку не спит и не чурается шевелить извилиной.

Я глубоко убеждён, что хоть и ненавязчиво «Трансцендентность» является апологетикой технологической сингулярности и трансгуманизму и убедительно показывает, как человеческий страх перед непонятным, перед новым, наконец, перед возвращённым (или созданным) раем, говоря метафорически, заставляет людей противиться счастью. Такой пафос, кстати говоря, также является нетипичным и смелым отходом от штампов, ведь в поп-культуре больше принято ругать технологии и рисовать ужасающие картины техногенных гуманитарных катастроф. Жуткая и, главное, слепая реакционность! Человечество сделает что угодно, загонит себя ещё глубже в anus, лишь бы не допустить нарушения статус-кво, то есть сохранить неравенство, войны, нищету, болезни – атрибуты, которые почему-то напрямую связывают с хвалёной «человечностью», тем и оправдывают все эти гадости. А всему виной – одна лишь примитивная обезьянья трусость, человечностью тут и не пахнет (а уж скорее воняет!). Что ж… Бог оставляет всё как есть, повинуясь нашей свободной воле… Пока мы сами не превзойдём свою природу, не станем лучше, никто за нас этого не сделает, поэтому глупо молиться Всевышнему с фигой в кармане и ватой в голове. Однако оставим отвлечённый пафос и вернёмся к «Трансцендентности» и богу-из-Интернета…

Бог-из-Интернета, виртуальный Вилли существует в фильме 60% экранного времени, поэтому большую часть фильма зритель лицезреет симпатягу Джонни Деппа в виде изображения по пояс на крутых широких мониторах, потому как его герой в телесном обличье отдаёт концы, примерно, после 30-ой минуты фильма. И вообще, хоть главная роль и принадлежит Джонни Деппу, но едва ли не чаще, чем его, на экране можно увидеть Ребекку Холл, которая играет жену доктора Кастера. Нельзя сказать, чтобы это сделало фильм хуже. Депп сыграл замечательно. Конечно, скачущего Джека Воробья вы не увидите, но вспомните превосходный в своей сдержанности образ, созданный Деппом в «Жене астронавта», именно с этой ролью можно сравнить его нынешнюю роль доктора Уилла Кастера.

Также примечательно, что «Трансцендентность» позиционируется как фантастика, триллер, драма, детектив. Я бы скорее сказал, что это всё же фантастическая драма с элементами триллера. Экшен в фильме явно не преобладает, зато есть любовь, драматический выбор между-между, ну и русский космизм с трансгуманизмом.

Финал, в лучших традициях, открытый, как и сама тема нашего общего будущего на Земле… Короче, must see & enjoy it!

Другие отзывы автора

Комментарии

Рейтинг: 0
Marlen
Marlen написала 8 июля 2014 в 18:26
Статус: Мастер

Неоднозначное кино, с одной стороны, горы-реки-облака-чистая вода, а с другой управляет-то ими всеми кто-то другой. То есть на какой-то момент все все бросают, становятся зомби и идут выполнять приказ. Трансгуманизм в итоге закончится какой-нибудь техногенной антиутопией, об этом даже и спорить нет смысла, все на поверхности.

Рейтинг: 0
vishnia666
vishnia666 написал 8 июля 2014 в 23:37
Статус: Мастер

Вы невнимательно смотрели фильм. Личности других людей не уничтожались, а вливались в общую сеть (с этом смысл единения, целое - больше суммы частей), при необходимости они могли действовать согласовано, но личность сохраняли. Например, солдаты спецназа так действуют, пользуясь рациями, но они же не прекращают оставаться личностями. В ситуации же фильма рации были не нужны, потому что они все были подключены к сети и действовали, как единое сознание.

Рейтинг: 0
Marlen
Marlen написала 9 июля 2014 в 19:41
Статус: Мастер

Я и не пишу, что "уничтожались", но на какой-то момент действительно становились зомби. Когда работник к жене подкатывал говоря от лица Уилла что, типа как по рации разговаривал? :)) Да как же :)
Если есть возможность подчинить всех и всех контролировать, то этой возможностью обязательно воспользуются. Это просто один столпов нашего мироздания :)

Рейтинг: 0
vishnia666
vishnia666 написал 10 июля 2014 в 03:59
Статус: Мастер

Вы говорите: "Если есть возможность подчинить всех и всех контролировать, то этой возможностью обязательно воспользуЮтся". И это правильно. Но не воспользуЕтся. Из множества людей, найдутся такие, кто захотят такой власти, пусть даже многие, но не факт, что каждый, и кто-то конкретно. А что касается вашего примера, то да, именно как по рации. Предположим, вы и я подключены к Сети. Вы находитесь в городе А, а я в городе Б. И у меня есть интерес в городе А - мне нужно что-то сообщить какому-то человеку. Я просто использую ваше тело для передачи информации. Аналогично вы можете использовать моё тело для разговора с кем-нибудь в городе Б. В ситуации, когда люди подключены к Сети, личность перестаёт быть локализована телом, тело становится лишь носителем в какой-то области, а не неотъемлемым параметром личности.
В фильме, конечно, невозможно было бы раскрыть заявленную идею во всей полноте, но предположим, что этому работнику (назовём его Джо) нужно было бы поговорить со своей женой, которая находилась бы рядом с телом третьего подключённого (назовём его Вася). Полагаю, Джо говорил бы со своей женой из тела Васи без проблем. Не исключено, что в ситуации подключённости к Сети у людей бы за какое-то время исчезло бы представление о теле как "моё/не моё", это были бы просто "их" тела, но каждая личность не отождествляла бы себя жёстко с каким-то одним телом.

Рейтинг: 0
Marlen
Marlen написала 10 июля 2014 в 11:22
Статус: Мастер

Описываемый вами сценарий просто ужасен :D Получается кто-то может перехватить инициативу управления моим телом, да еще и без моего согласия на то. Я может быть хотела чем-нибудь своим заняться, а меня потащили с кем-то разговаривать :) Тем более с кем-то можно поговорить и так, используя возможности "коллективного разума".

Но в фильме Уилл всех подключившихся к матрице, где "горы-облака-чистая вода", однозначно контролировал. Он был главным, это факт. Этот момент тоже сбрасывать со счетов не надо, потому что все посмотрели кино и сделали выводы, которые лежат на поверхности - ну и черт с ним, что ты подчинен кому-то, главное, "облака-чистая вода", физическая неуязвимость и т.д. Разве не так?

Потом идея чистого разума без тела невозможна по определению. Человек не может появиться на свет без тела. Он не может развиться и вырасти без тела. В детстве физическое тело оказывает самое прямое и непосредственное влияние на развитие умственных способностей и личности в конце концов. А воспитанное коллективным разумом существо, боюсь, будет не более чем каким-то винтиком-биороботом, которое будет копать от столба до вечера и в конечном итоге будет являться только источником энергии для того самого ГЛАВНОГО. Нового Бога, или как там еще назвать.

Рейтинг: 0
vishnia666
vishnia666 написал 10 июля 2014 в 16:04
Статус: Мастер

В фильме было невозможно рассмотреть все варианты развития жизни с подобной технологией. Это непродуктивный спор. Мы так уйдём в дебри. Мы уже начинаем говорить не о фильме. А в фильме всё не так уж и прозрачно, там нет прямого указания на то, что Уилл захватывал контроль над людьми, как, впрочем, нет и обратных прямых свидетельств. Там много многоточий, и можно многое домысливать самому, тем фильм и хорош. Вы разрабатываете антиутопическую линию. Мне тоже очень нравятся антиутопии, они более драматичны и эстетичны, потому что содержат конфликт. Но для разнообразия я решил рассмотреть утопическую линию, которая тоже возможна, в фильме есть и для неё основания. Утопия не содержит конфликта, это чистая дидактика, поэтому она антихудожественна по своей сути. С этим, вероятно, связано стремление большинства зрителей видеть в фильме антиутопическую сторону, потому что мы привыкли воспринимать фильм в художественном смысле. Но с философской точки зрения это необязательно. А что касается антиутопических сценариев на яву, а не в кино, то материала для них хватает в реальности. Например, уже сейчас возможен тотальный контроль за человеком. Уже сейчас серьёзные учёные говорят о перспективах внедрения информационных технологий в жизнь на более глубоком уровне. Не такое полное подключение, как в кино показано, и без нанороботов, но подключение к Интернету через чипы внедрённые в мозг, это уже близкая реальность. Всё будет подано в лучшем виде, и человечество не откажется от возможности иметь почти мгновенный доступ к любой информации. Или, например, сегодня я читал статью о том, что известный футуролог, многие прогнозы которого сбывались, предсказал, что лет через 50 можно будет выучить что угодно - хоть язык, хоть высшую математику - проглотив пилюлю. Но кто гарантирует вас от того, что вместе с пилюлей, или при подключении к Интернету через чип в голове, вы не подхватите вирус? Едва появились телефоны с доступом в Интернет, как появились для них вирусы. И тут даже бессмертия никакого не предоставляют. Лично я разделяю пессемизм Воннегута относительно умения человечества испоганить любую светлую идею. Но когда я говорю об утопической стороне фильма, я говорю о том, что могло бы быть, и о том, что оно должно было бы так быть, а не о том, каким это делают или сделают. Так или иначе, в фильме всё тоже закончилось не лучшим образом - вполне в соответствии с человеческой природой.

Рейтинг: 0
Удивительная Рядом
Удивительная Рядом написал 8 июля 2014 в 22:51
Статус: Мудрец

Если фильм нехарактерный для Голливуда, то уже за одно это его стоит попробовать посмотреть.

Рейтинг: 0
LORD228 написал 7 декабря 2014 в 23:29
Статус: Новичок

Фильм мягко говоря бредовый. Взять хотя-бы развязку когда они загрузили вирус "в ее код" что-бы когда она подключилась к его системе то заразила, (тем самым они признали, что его форма существования ничем не отличается он нашей, только она намного лучше). Да и вообще если он проник всюду (землю, воду...) то как они смогли к нему подкопаться незаметно О_о. Почему в конце он не смог сохранить свою копию в отдельном, отключенном от системы процессоре или излечить ее и притворится что заразился вирусом..... Ах весь мир лишился интернет да плевать, даже если вирус удалял все данные или разгонял процессоры сжигая их к чертям. В мире полно компов которые не подключены к сети и прекрасно продолжили-бы работать и не думаю что заводы остановили производство. Основная часть энергии производится на АЭС и произойди там что либо непредвиденное,что привело-бы к крайне некорректной работе системы... Добро пожаловать Чернобыль планетарного масштаба. А говоря про систему не стоит забывать что наша личность в основном складывается из наших знаний,убеждений. Так что в принципе ими не кто не управлял так как они находились в одной сити все знания и убеждения у них были одинаковые(ну все знания были общими поэтому сложив их все они сделали для себя выводы (которые оказались общими для всех почему... правильно, потому что знания одни на всех)) кто не понял... (я хотел описать поподробнее что я имел в виду, но на 5 сточке решил что это слишком долго...)

Рейтинг: 0
vishnia666
vishnia666 написал 8 декабря 2014 в 00:09
Статус: Мастер

Ибо пути ИИ неисповедимы...

Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.