3
отзывы
3.20
рейтинг
67%
человек рекомендуют
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Отзыв:

Чем хорош фильм «Чёрное море»? Слив классового конфликта и клюквы развесистой.

Регистрация:
16.10.2013
Откуда:
Беларусь, Минск
Репутация:
794
Отзывы:
57
Дата: 14.02.2015
Достоинства: Однако создан прецедент, что русских в фильмах можно изображать иначе, чем их обычно изображают в "басурманском" кино.
Недостатки: Триллер высосан из пальца, конфликты притянуты за уши, многие моменты выглядят недостоверно.
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Нет
Зрелищность
Сюжет
Игра актеров
Музыка и звук
Рейтинг: +4

Фильму режиссёра Кевина МакДональда «Чёрное море / Black Sea» (2014) в оригинальности не отказать. Однако в целом фильм слабенький, и совершенно непонятно, почему у него такой высокий рейтинг благосклонности у зарубежных критиков (по данным «Кинопоиска»).

Напротив, вполне понятно, почему «Чёрное море» было так единодушно тепло принято российскими критиками. Но это лишь говорит, что они, – сетующие так часто и даже порой рьяно негодующие по поводу коньюктурщины в зарубежной киноиндустрии, – сами будь здоров прожжённые коньктурщики. Причём, в отличие от зарубежных своих коллег, наши склонны «коньюктурить» хором, вставши плотными рядами, как на первомайской демонстрации, по давней традиции.

Взять для примера хотя бы американцев… Америка же, по альтернативной версии прогрессивного человечества, – самая что ни на есть «ось зла». Но даже среди тамошних мастеров культуры и держателей авторитетных мнений нет такого хорового единодушия. А наших по животику погладили и всё – растаяли, заурчали.

А дело в том, что вся оригинальность «Чёрного моря» состоит в совершенно нехарактерном для западного кинематографа изображении русских. Режиссёр Кевин МакДональд и сценарист фильма Дэннис Келли очень круто отошли от избитых «русских» штампов. Всех! И полностью. Что, конечно, приятно удивляет отечественного зрителя… и кинокритика. Но не вприсядку же пускаться от такой радости!

По сюжету фильма «Чёрное море» команда матёрых подводников – судьбою неизбалованных, знающих почём фунт лиха и видавших звериный оскал капитализма, – отправляется добыть с затонувшей в Чёрном море субмарины золото Гитлера-Сталина. Команда состоит из британцев и русских пополам. И вот, к нашей вящей славе и гордости, в фильме с таким количеством русских нет ни одной бутылки водки! Никакой развесистой клюквы!

Более того, «Чёрное море» фильм, в котором русские, наконец-то, не «плохие». Не «мягкие и пушистые», конечно, но в большинстве своём – нормальные такие, грубоватые мужики, потрёпанные жизнью. Причём весьма мастеровитые. И почти все со знаменитыми фамилиями: Левченко, Зайцев… Кажется, даже фамилия Карпов мелькнула. Куда более «плохими» оказываются британцы. Именно среди них нашёлся в команде психопат, из-за которого во многом и начался весь сыр-бор. Да и остальные члены команды родом с Туманного Альбиона, в основном, оказались с гнильцой – жадные, высокомерные - на понтах, одним словом.

За отсутствие развесистой клюквы, конечно, большое спасибо. Это, наверно, беспрецедентный случай в практике западного кинематографа. Ведь когда это самый кинематограф начал развиваться и набирать мощь, «мы» и «они» уже были строго по разные стороны баррикад. Но для того, чтобы восторгаться фильмом, одного этого недостаточно. В конце концов, разве величайшая заслуга не пороть чушь? Стоит ли восторгов лишь то, что в очередной раз не сравнили с верблюдом? Пожалуй, это норма, а не заслуга. Во всяком случае, должно быть нормой, которая не требует отдельных аплодисментов и благодарностей, мол: «Спасибо, ребята, что не залажали, как обычно».

В остальном же кино получилось откровенно слабым и недостоверным. И если соберётесь смотреть фильм «Чёрное море», заранее отключайте критическое мышление.

В двух словах, это история про то, как психически неуравновешенные, неуживчивые люди, из которых почти целиком состоит команда подлодки, сами себе создают проблемы. Пытаются их решить, но не могут договориться и работать слажено, и создают себе ещё больше проблем, уверенно приближаясь к полному… финалу.

Разборки и ненависть на почве национальной розни и личного кретинизма в команде начинаются не после месяцев или хотя бы недель изнурительного плавания взаперти друг с другом, а сразу же, едва они поднимаются на борт и отправляются в путь. И даже перспектива огромного барыша неспособна усмирить на короткое время кипящие страсти. Ну и кто все эти люди? А ведь им даже плыть недолго и недалеко нужно было!

Тут приходится либо признать, что герои неубедительны, а их поступки немотивированны и нелогичны, либо – что герои психи. Причём, это вам не компания недалёких гопников из глуши, у которых кончилась выпивка, – это бывалые моряки, служившие на подводном флоте, куда, по идее, абы кого не берут во избежание таких вот эксцессов, каких полно в фильме. Поэтому вариант, что герои психи – мол, так уж бывает, – тоже не слишком убедительный.

Второй момент – у героев постоянно чего-то нету. Хотя их экспедицию щедро проспонсировал некий таинственный миллионер. Ладно, понятно, что у них лодка – хлам, и то и дело что-то ломается, – купить втихаря подводную лодку, допустим, непросто. Но всё остальное-то доступно! Но у них и еда плохая, и запаса кислорода для работы в аквалангах впритык, и спасательных средств – три костюма на 12 человек. Что это за раздолбайство? Костюмы-то много весу не имеют и места не занимают, в чём была проблема прихватить с собой больше комплектов?

Ещё один момент, который заставляет надувать щёки и выдыхать возмущённо: «Ну почему-у???» – то, что в команде, состоящей из людей, которым не чужды, в принципе, идеи физического насилия и расправы над «плохими парнями», не находится ни одного человека готового решительными действиями пресечь злонамеренное вредительство одной проявившейся «крысы». И этой «крысе» позволяют свободно разгуливать и вредительствовать дальше, когда уже даже среднестатистический в меру миролюбивый зритель хочет её придушить через экран.

В общем, если смотреть фильм, соотнося происходящее с реальностью, то на экране – полный бред…

Избежавший штампов «русских» фильм «Чёрное море» не лишён голливудских штампов. Самый очевидный из них – неизбежное появление темы семьи и детей, которую и сюда приплели. Складывается впечатление, что голливудский кинематограф стремится просто вдолбить в головы всего мира, что семейные ценности абсолютны и безусловны. Согласитесь, в кино про подводную лодку всунуть семью и детей непросто, тут нужна многоходовочка. Иногда она срабатывает, а иногда нет, и результат в этом случае кажется притянутым за уши.

Главный герой, капитан Робинсон (брутальный мужик Джуд Лоу – небритый и в олдовом свитере), по сюжету, чёрти сколько лет уже расстался с семьёй и живёт один. С новым мужем своей бывшей, который воспитывает его сына, незнаком. То есть не просто незнаком, а даже не знает толком, кто он. Из этого можно сделать вывод, что Робинсон нешибко общается с сыном и не поддерживает связь с бывшей женой – их делами несильно интересуется. Но при этом голова его полна идиллическими флэшбэками прежней семейной жизни, и он ностальгически подъезжает к школе, в которой учится его сын, чтобы издалека посмотреть на него и бывшую жену сквозь автомобильное стекло и забор. Ну не абсурд?

Есть в фильме и социальный момент: казалось бы, неплохой, прочувствованный спич Робинсона про «злых капиталистов», которые – истинные враги «простых трудяг». Почти в духе марксизма-ленинизма открытым текстом говориться, что конфликты на национальной почве и прочие разногласия – это всё ересь, потому что единственные существенные разногласия и конфликты имеют классовую природу, и именно по классовому признаку следует определять, кто твой главный противник. Но развития эта тема не получила, поэтому левацкий закидон можно считать расхожим штампом, чтобы на эту удочку поймать «пролетариев» и «сочувствующих». Классовая теория и антибуржуазные настроения давно уже популярны в массовой культуре Запада, также интерес к ним возродился и в России. Поэтому соответствующую аудиторию нужно чем-то прельстить, кинуть кость.

«Но» и «впрочем» – в конце фильма классовая тема сливается окончательно. Другой персонаж толкает не менее прочувствованный, но совершенно нелогичный спич, в котором почему-то вешает всю вину за гибель людей из команды на главного героя. Мол, это не жадные капиталисты и сильные мира сего, учинившие подставу, виноваты, а он – капитан Робинсон – скрыл, что на лодке есть спасательные жилеты (хотя, как уже говорилось, на всех бы их не хватило).

И мораль в финале вытекает как бы такая:

- все беды от людской жадности (Долги нужно раздать, ипотека висит? А ты не будь таким жадным!);

- нечего на чужое золотишко роток разевать (А чьё – чужое? Наверно, той корпорации, которая на него глаз положила, ага.);

- ходи на работу – жарь гамбургеры, сиди с женой, расти детей (чтоб было кому жарить гамбургеры в будущем), и развлекайся просмотром фильма «Чёрное море», например…

Негусто!

Вывод: «Чёрное море» фильм, который хорош только тем, чего в нём нет – клюквы развесистой. Что, будем надеяться, когда-нибудь станет нормой, а не поводом для «вау!».

Комментарии

Рейтинг: 0
Хиппа
написала 15 февраля 2015 в 23:51
Статус: Мудрец

Короче, наши суровые "критиканы" растаяли. Немного ж им надо, чтобы записать фильм в шедевры, ГЫ =)

Рейтинг: 0
Облачко
написала 16 февраля 2015 в 08:29
Статус: Мастер

вы дали такой развернутый отзыв, что мне захотелось посмотреть этот фильм, чтобы сформировать свое мнение о нем

Рейтинг: 0
vishnia666
написал 16 февраля 2015 в 15:55
Статус: Мастер

Почему бы и нет? Полностью мнение можно сформировать только на собственном опыте просмотра.)

Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.