Враг не обязательно должен быть по ту сторону окопов, он может быть рядом
Статус: Звезда сайта
Регистрация:
25.12.2014
Откуда:
Тамбов
Репутация:
8460
Отзывы:
1256
|
Дата: 04.05.2019 Достоинства: актерский состав, сложная тема, правдивый, рассказывающий о неудобных и часто замалчиваемых сторонах войны
Недостатки: депрессивный, 9 Мая его точно показывать не стоит
|
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
|
|
Комментарии (0)
Рейтинг: 0
|
О фильме «Риорита» я узнала благодаря телеканалу «Победа». Оказалось, что это последний фильм Петра Тодоровского (он здесь режиссер и сценарист), известного нам по картинам «Интердевочка», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор» и другим. Премьера «Риориты» (второе название «На память о пережитых страхах. И снова о войне») «состоялась на телевидении, а именно на Первом канале, 9 мая 2009 года. Не знаю, стоило ли показывать такое кино именно в День Победы, поскольку фильм очень неоднозначный, и героическим его назвать никак нельзя.
Тяжелый, депрессивный, оказывающий какое-то гадливое впечатление после просмотра. Но смотреть его я порекомендую. Почему? Да потому что война это не только героизм, храбрость и мужество. Это еще и грязь, мародерство, дезертирство, насилие, предательство, смерть… Не все были героями, кто-то и за спинами товарищей прятался, в штабе отсиживался, совершал преступления, типа, война все спишет (вот как один из персонажей фильма), а в конце войны оказывался орденами увешанный и о своих подвигах потомкам гордо рассказывающий. Как проверишь-то, кто герой, а кто антигерой? Да уже и не хочется. Тем не менее, говорить о таких фактах нужно, как бы не было неприятно и больно. Так всегда было, и Тодоровский великолепно показал это на конкретном примере – некоем персонаже Бархатове, бывшем вертухае и простой крестьянской семье Пичугиных.
Можно сколько угодно кричать, мол, неправда, очернение подвига и все такое. Но ведь Тодоровский сам воевал, участвовал в освобождении Варшавы и Берлина, имеет множество наград. А значит, он знал, что снимал и, возможно, такой эпизод видел собственными глазами.
Но вернемся к фильму. Здесь вы не увидите героических атак, а напротив, узнаете ту самую грязную изнанку войны, о которой я написала выше. Действие происходит в начале 45-го года. В центре сюжета - семья Пичугиных – пожилой отец и три сына. Они из Белоруссии, пережили фашистскую оккупацию, чем вызывают к себе немало вопросов, мол, почему не воевали и как им жилось под немцами. И вот эта самая семья оказывается в эпицентре хитрых и подлых интриг, которые плетет их «боевой товарищ». Мораль – враг необязательно может быть по ту сторону окопов, но и рядом, ловко маскирующийся под друга, соратника и даже мудрого наставника.
Конечно, фильм оставляет много вопросов. Почему все четверо Пичугиных оказались на фронте в одном месте, например. Или почему провокатор выбрал себе именно этих простых и, я бы сказала, недалеких людей. Какую цель он преследовал? Скорее всего, никакой, просто натура такая гнусная, ничего святого, вцепился в слабых, как вампир.
Ни одного положительного персонажа в фильме «Риорита» нет. Про Бархатова уж молчу. Пичугины вроде и неплохие сами по себе, не трусы, не предатели, но туповатые, слишком доверчивые, ограниченные. Ладно уж сыновья, но отец-то должен был в силу своего возраста что-то понимать в этой жизни. Один сын только и бормочет за свою Галю, мол, бросит она меня, как будто на фронте больше заняться нечем, второй изображает из себя Павлика Морозова, третий, раскрыв рот, слушает провокатора, принимая все за чистую монету. Вот такой получился и результат.
Но все-таки два положительных момента в фильме есть. Во-первых, судьба провокатора. Справедливость восторжествовала. Во-вторых, финал – жизнеутверждающий, оптимистичный, такой мирный и светлый.
Актеров отмечу всех до одного, начиная Константином Воробьевым и заканчивая Алексеем Горбуновым. Ни фальши, ни халтуры вы здесь не увидите. Вообще фильм «Риорита» очень сильный, цепляющий, подталкивающий к размышлениям.
Комментарии
Пока не добавлено ни одного комментария. Вы можете быть первым.