Параметры объекта
1
отзывы
2.62
рейтинг
100%
человек рекомендуют
Отзыв:

Московское метро как последнее убежище гибнущего человечества

Регистрация:
02.10.2018
Откуда:
Москва
Репутация:
15
Отзывы:
1
Дата: 04.10.2018
Достоинства: Новый взгляд на привычные места, актуальные философские проблемы
Недостатки: Плохо понятны некоторые моменты повествования, в некоторых случаях — странные имена и термины
Оценка:
Рекомендую друзьям:
Да
Рейтинг: +2

«Метро 2033» — всемирно известное произведение Дмитрия Глуховского. По его сюжету разные авторы создали целую серию романов, связанных общей темой. В ряду книг, написанных в жанре так называемого «постапокалипсиса», эта книга выделяется одним важнейшим обстоятельством: все места, описанные здесь, — это не вымышленные города и страны, а вполне реальные и отлично известные всем москвичам городские объекты.

Каждой станции — своя идеология

Итак, наш адрес — Москва, станция метро «ВДНХ». Расположена на глубине примерно 50 метров. Обычная, на первый взгляд, станция, не самая красивая в Московском метрополитене. Десятки тысяч москвичей проезжают мимо неё каждые сутки. Но что если на дворе 2033 год, а весь многомиллионный город уничтожен ядерной катастрофой? Отныне эта небольшая станция является убежищем немногих выживших, которые создали на бывшей платформе метро небольшое поселение.

Каждая такая станция — это постоянный населённый пункт, с собственным хозяйством, управлением и вооружёнными силами. Раньше чтобы проехать на метро один перегон, требовалось в среднем три минуты; но теперь перегоны представляют собой страшные и неисследованные подземелья, заключающее в себе невиданные ранее смертельные опасности, и от этого кажутся невообразимо далёкими. Уже в пятистах метрах от своей станции — полная темнота и всевозможные ужасы.

В этих условиях некоторые станции, в особенности те, что лежат на одной ветке, объединяются под единым управлением, наподобие государств. И у каждого такого «государства» своя идеология. Кольцевая линия живёт по законам неограниченного и жестокого капитализма. «Красная» ветка пытается (хотя и не совсем удачно) построить социализм по образцу СССР 1970-х годов. На «Пушкинской», «Тверской» и «Чеховской», соединённых подземными переходами, хозяйничают неонацисты и висят немецкие лозунги времён Второй Мировой. Где-то действуют анархисты, где-то сектанты, другие места контролируются маленькими бандитскими группами или вообще безлюдны. При этом все находятся под постоянной угрозой нападения: друзей у последних остатков человечества в новом мире нет.

Таково место действия, где разворачивается сюжет книги. Главный герой — это молодой человек с «ВДНХ», который не помнит случившегося Катаклизма и не знает, как жили люди, прежде чем ядерный взрыв загнал их в метро. Неожиданная встреча со странным незнакомцем заставляет его пуститься в путь по подземным туннелям до самого центра Москвы, чтобы помочь своим товарищам.

Блуждание в поисках правды
Со времени издания романа прошло уже больше десяти лет, и многие описанные Глуховским взгляды героев книги сейчас уже устарели, да и схема метро существенно изменилась. По сюжету действие происходит в будущем, однако при повторном чтении вспоминается скорее Москва начала 2000-х годов (хотя это и не случайно: всё-таки уничтоживший Москву ядерный катаклизм по сюжету произошёл именно тогда). Тем не менее, главные вопросы, которые стремились разрешить герои книги, сохранили свою актуальность до сих пор.

В целом роман отличается хорошей логической связностью. Все действия, поступки и размышления его героев разумны и кажутся вполне естественными для той обстановки, в которой они оказались. Но вместе с тем с развитием сюжета начинает всё чаще возникать ощущение абсурдности происходящего. Удивительной является та напряжённая борьба за выживание и спасение оставшегося в живых человечества — того самого человечества, которое уже погубило жизнь на Земле и теперь с помощью сохранившихся технических навыков продолжает бессмысленную войну. Тем более, что по всем известным законам естествознания жить людям всё равно осталось недолго: маленькая группа жителей московского метро не имеет никаких шансов на продолжение человеческого рода в условиях отсутствия солнечного света, при слабом питании и губительной радиации.

Писатель показывает, что зачастую «свет во мраке» способны разглядеть не «цивилизованные» люди с хорошим образованием, а как раз те, кто далёк от всех идеологий и проектов общественного переустройства. В этом, я полагаю, состоит ценность произведения. Тема поиска выхода и борьбы за существование проходит через всё повествование и получает неожиданное продолжение в последних главах книги.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария. Вы можете быть первым.



Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.