Обновлено: 16.03.2024 Метрополитен в Санкт-Петербурге появился 15 ноября 1955 года. Он охватывает практически все уголки города. По размерам и старшинству, среди стран СНГ, метро уступает место лишь московскому «собрату».
Фото: Pixabay.com
Структура подземного сооружения «Северной столицы» включает в себя пять линий, общей протяженностью порядка 124 км. Всего же, здесь имеется 72 станции, поделенных на семь узлов. Перемещение людей обеспечивает парк из 1935 вагонов.
Масштабная транспортная артерия ежедневно принимает около 2 000 000 пассажиров (743 000 000 в ежегодном эквиваленте). Средняя скорость передвижения составов — 39 км/час, а максимальная — 80 км/час.
Питерский метрополитен может похвастаться оригинальной архитектурой. К примеру, некоторые станции заслуженно считаются частью исторического наследия мегаполиса. Именно о таких пойдет речь в рейтинге.
Представляем вашему вниманию 12 самых красивых станций метро культурной столицы России, отобранные редакцией нашего сайта.
Рейтинг:
Читайте также: 12 самых красивых станций метро в Москве
11 Звенигородская
Открывает наш рейтинг станция метро Звенигородская. Она была введена в эксплуатацию в декабре 2008 года. Сооружение находится на Фрунзенско-Приморской линии, в Семеновском округе Санкт-Петербурга. Колонно-стеновая система трехсводчатого вида расположена под землей на глубине порядка 57 метров и соседствует со станциями «Обводной канал» и «Садовая».
Необычное оформление — визитная карточка вестибюля. Здесь имеется живописное панно, отражающее доблесть Семёновского полка. По сюжету, воины в ярких нарядах отчаянно сражаются с неприятелем. Выбор тематики не случаен, ведь непосредственно над Звенигородской станцией некогда существовали казармы Московского, Егерского и Семеновского полков.
В качестве основного фона дизайнеры выбрали бело-зеленые тона с вкраплением золотых элементов. Облицовочными материалами выступают мрамор «Коелга» и «Индиана Грин», а также — гранит «Кашина гора». Пол выполнен из красного гранита «Империал Ред» (индийское производство). Особого шарма композиции придают окна со стеклом молочного оттенка и золотистыми решетками, разместившиеся над колоннами.
10 Международная
Международная станция метро находится строчкой выше. Она относится к Фрунзенско-Приморской линии и простирается между станциями «Проспект Славы» и «Бухарестская». Колонное сооружение глубокого заложения с одной платформой появилось в декабре 2012 года.
Для строительства объекта были приглашены архитекторы:
- Я. В. Романова.
- Н. В. Ромашкин-Тиманов.
- Н. А. Виноградова.
Здесь имеется наземный вестибюль, встроенный в первый этаж одноименного торгового центра. В качестве основной концепции, дизайнеры предпочли тематику зарождения цивилизации.
Главной достопримечательностью станции является оригинальное фриз-панно с изображением Атланта. Последний считается одним ведущих символов Санкт-Петербурга. Величественный атлет держит в руках земной шар.
Благодаря оригинальному оформлению подземного объекта, у пассажиров складывается полное впечатление, будто мифический персонаж держит на могучих плечах потолок. Стоит отметить, что картину создал именитый художник — А.К. Быстров. Работа над будущим шедевром проходила в стенах Российской Академии художеств.
9 Спортивная
Девятую строчку в нашем обзоре занимает станция «Спортивная». Она была названа в честь расположенных неподалеку спорткомплекса «Юбилейный» и стадиона «Петровский».
Грандиозный объект Фрунзенско-Приморской линии спроектировали:
- А. С. Константинов.
- О. А. Кузнецов.
- В. С. Волонсевич.
Участок правобережной линии официально открылся для пассажиров в сентябре 1997 года. Он находится между «Чкаловской» и «Адмиралтейской» артериями.
Это — единственная двухэтажная односводчатая станция подземной ветви на территории всего постсоветского пространства. Это означает, что тут могут проезжать четыре состава единовременно, что значительно увеличивает пропускную способность. Перемещению способствуют 6 эскалаторов.
Спортивная станция завораживает взгляд дивной мозаикой на стенах. К примеру, в тоннеле эскалатора можно рассмотреть изображения 12 олимпийских богов. Подземный зал украшают панно с видами древнегреческих атлетов — участников первых олимпиад. Не обошлось без тематических надписей (к примеру — сокращенный вариант «Оды Спорта»). И даже световые объекты здесь представлены в виде факелов.
8 Пушкинская
Строчкой выше расположилась Пушкинская станция. Она была открыта одной из первых, в апреле 1956 года. Артерия относится к Кировско-Выборгской линии (находится между «Владимирской» и «Технологический институт»).
Объект получил название в честь Витебского вокзала, ведь именно он соединяет Пушкин и Санкт-Петербург. Архитектурный ансамбль был заложен на глубине 57 метров. Над проектом надземного павильона трудились архитекторы А.С. Гецкин, А.А. Грушке и В.П. Шувалова, а также — выдающийся инженер С.М. Эпштейн.
Здесь отчетливо различим помпезный и торжественный стиль. Полукруглый эскалаторный зал украшен шестигранными кессонами. Для облицовки стен использовался мрамор «Газган».
Эскалаторный ход украшают барельефный профиль А.С. Пушкина. Для освещения наклонного входа применяются светильники с имитацией факелов. Это — характерная особенность станций «первой очереди».
Подземный зал — продукт труда архитекторов Л. М. Полякова и В. А. Петрова. Пилоны тут обработаны белым мрамором, а полы — гранитом темно-красного оттенка с вкраплением узора из белого и черного камней.
7 Девяткино
На седьмой строчке находится «Девяткино». Это — конечная станция Кировско-Выборгской линии северного направления питерского метрополитена (соседствует с «Гражданским проспектом). Она, единственная в своем роде, находится за чертой города.
Участок дороги был открыт в сельской местности в декабре 1978 года. Отметим, что несмотря на современное название, строение находится возле поселка Мурино. Интересно, что на протяжении 28 лет станции принадлежал статус самой северной (до открытия московской «Парнас»).
Наземное сооружение крытого типа оборудовано тремя платформами (средняя является служебной). Несмотря на большой коллектив авторов (А.С. Гецкин, И.Е. Сергеева, К.Н. Афонская, Н.И. Згодько, А.В. Квятковский), стиль здесь довольно аскетичный.
Полы застланы плиткой нежно-желтого оттенка, а свод выполнен на основе армоцементных сборных конструкций с редко расположенными опорами. Окна декорированы кирпичной кладкой (пришла на замену витражам). В общую картину органично вписывается светодиодная подсветка.
6 Нарвская
Следом в списке представлена станция «Нарвская». Участок дороги Кировско-Выборгского направления находится между отрезками «Кировский завод» и «Балтийская». Он был открыт в ноябре 1955 года.
Сооружение возведено в исторической части Нарвской заставы, от чего и получило свое название. Объект культурного наследия выдержан в стиле «сталинский ампир». В качестве расцветки дизайнеры выбрали красно-белые оттенки с вкраплением позолоты. В непосредственной близости от эскалаторов расположена скульптурная композиция с лозунгом «Слава Труду!», где изображены рабочие на фоне площади Ленина.
В подземном зале имеется 22 пилона, украшенные 48 барельефами людей различных специальностей (врачей, ученых, метростроевцев и прочих). На путевых стенах располагаются решетки с напоминанием года открытия станции. Пожалуй, здесь все отображает концепцию мирного труда советских жителей.
Торцевая перегородка дополнена мраморной фальш-стеной. Примечательно, что за закрытым пространством здесь находится линейный пункт машинистов.
5 Площадь Восстания
Пятерку самых красивых станций метро Санкт-Петербурга открывает «Площадь Восстания» (названа в честь бывшей Знаменской площади). Она разместилась между станциями «Чернышевская» и «Владимирская», на Кировско-Выборгской линии. Глубина заложения — порядка 58 метров. Сооружение явилось миру в ноябре 1955 года.
Прямая конструкция островного типа оснащена одной платформой. Над ее созданием работали великие умы:
- В.В. Ганкевич.
- И.И. Фомин.
- Б.Н. Журавлев и др.
«Площадь Восстания» снабжена двумя выходами. Одним из характерных символов Петербурга посетители называют круглый павильон станции. Объект классического стиля имеет схожесть с храмом. Верхнюю часть сооружения украшает ротонда со шпилем.
Тематикой оформления выступает Октябрьское восстание 1917 года. Выдающиеся деятели искусства смогли успешно совместить революционные настроения и богатство классического декора.
Грандиозного размера люстры украшают вестибюль. Неповторимый колорит придают также:
- Лепные карнизы.
- Бронзовые барельефы.
- Белоснежные арки.
- Металлические элементы.
- Небольшой барельеф Сталина.
На стенах нашли выражение несколько важных исторических сюжетов:
- «Владимир Ленин у шалаша в Разливе».
- «Штурм Зимнего дворца».
- «Выстрел «Авроры» и др.
4 Беговая
Строчкой выше представлена Беговая станция. Артерия Невско-Василеостровской линии открылась совсем недавно — в мае 2018 года. Она названа в честь расположенной неподалеку улицы.
Строительство объекта приурочили к Чемпионату мира по футболу — 2018, ведь в непосредственной близости находится стадион «Зенит-Арена».
Архитектурный ансамбль посвящен выдающемуся летчику-истребителю — Александру Савушкину. Стиль постройки — современный индустриальный урбанизм.
Внимание стоит уделить деталям. К примеру:
- Светильники тут символизируют пропеллеры летающего судна времен Великой Отечественной войны.
- Полы выполнены на основе полированного гранита.
- Керамические панели придают оригинальный вид стенам.
- Колонны облицованы пластинами из нержавеющей стали.
Здесь имеется четыре яруса, соединенные друг с другом сетью эскалаторов, служебных лифтов, лестниц и траволаторов.
Подземный зал дополнен панно с 3D эффектом (в зависимости от угла взора, картинка меняется). Идейным вдохновителем рукотворного «шедевра» выступил художник-конструктивист Владимир Татлин.
3 Адмиралтейская
Тройку красивейших станций метро «Северной Столицы» открывает «Адмиралтейская». Одна из самых глубоких в мире, она заложена на расстоянии 86 метров от поверхности. Протяженность сооружения составляет внушительные 162 метра. Не удивительно, что подъем наверх по эскалатору занимает 3 минуты 14 секунд.
Датой запуска считается декабрь 2011 года, несмотря на то, что сооружение было построено еще в 1997 году. Изначальный проект потребовал немало доработок, из-за долгого строительства станцию даже прозвали «призраком».
Это — трехсводчатая станция глубокого заложения. Она была возведена по типовому ленинградскому проекту. Тематическая концепция воспевает основание флота Петром Великим. Именно поэтому, здесь содержатся:
- Красочные витражи.
- Изображение якоря.
- Мозаичные панно.
- Барельефы великих русских моряков (Макарова, Ушакова, Нахимова, Беллинсгаузена, Григорьевича и Апраксина).
Путевые стены дополнены голубовато-серым мрамором. На колоннах виднеется мрамор светлых оттенков — «газган». Наконец, в качестве украшения выступают декоративные полуколонны на основе алюминия. Последние, покрыты черным цветом.
2 Кировский завод
Второго места удостоилась станция «Кировский завод». Открытая в ноябре 1955 года (первая очередь строительства), она находится между станциями «Автово» и «Нарвская», Кировско-Выборгской линии.
Названием сооружение обязано находящейся неподалеку одноименной производственной площадке. Главным архитектором выступил А.К. Андреев. Прямая конструкция снабжена одной платформой. Она заложена на глубине порядка 50 метров. Примечательно, что диаметр близлежащих туннелей составляет не классические 5,5, а 6 метров.
Здесь прослеживается концепция индустриализация родины. Классический стиль дает прямые отсылки к античности. Так, купол тут фиксирует 31 пара колонн. Последние, выполнены на основе искусственного белого мрамора. На потолке находится лепнина с изображением эмблемы Кировского завода.
Вниманию посетителей доступны черные горельефы с тематикой разных видов промышленности:
- Нефтяной.
- Каменноугольной.
- Металлургической.
Нашла отображение также концепция электрификации.
Несмотря на изначальные планы установки памятника Кирову, сейчас станцию украшает бюст Ленина. Объект можно лицезреть у торцевой стены.
1 Автово
Самой красивой станцией метро Санкт-Петербурга в нашем рейтинге становится Автово. Отметим, что в 2014 году она вошла в рейтинг 12 красивейших в мире, по версии издания Guardian. Ее также признали одной из самых живописных в Европе (газета Daily Telegraph). Являясь составной частью Кировско-Выборгской линии, популярная площадка разместилась между «Ленинским проспектом» и «Кировским заводом».
Сооружение открыто в составе первой очереди (ноябрь 1955 года). Своим названием оно обязано одноименному району. Колонная конструкция мелкого заложения находится на глубине всего 12 метров.
Над разработкой проекта потрудились архитекторы А.А. Грушке и Е.А. Левинсон. Островная станция оформлена в стиле неоклассицизма. Строгую торжественность обеспечивает высоко вознесенный купол площадки.
Тематика внутреннего пространства — доблестная оборона Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Основную идею подчеркивают светильники, орнаменты решёток и оригинальные люстры, украшенные золочеными мечами, лавровыми венками и прочими признаками настоящих воинов.
Комментарии
Была на некоторых станциях, очень красивое оформление!
Потрясающе, одни как дворцы, а другие футуристически. Одним словом пора в Питер!
Больше всего нравиться Пушкинское метро, а какие предпочтения у других читателей?
Действительно, как в музее. Захотелось увидеть питерское метро своими глазами. Вообще, метростанции советских городов в основном очень красивые. Во многих странах они просто места для пассажиров без излишеств.