Московский метрополитен является важнейшей частью нашей столицы. С одной стороны это городской общественный транспорт, включающий в себя 15 линий и 269 станций. Но с другой стороны он богат удивительно красивыми объектами, которые проектировались известными и талантливыми людьми.
Фото: Pixabay.com
Некоторые станции заслуженно называют “Подземными дворцами Москвы”. Они удивляют своими красивыми вестибюлями и залами. Стены и пилоны украшены барельефами, статуями, мозаиками, витражами и другими декоративными композициями известных художников и скульпторов страны. Роскошные люстры и светильники также невозможно оставить без внимания. А мраморная и гранитная отделка добавляет монументальности. Некоторые станции являются истинными памятниками архитектуры и официально находятся под охраной государства.
Несомненно Московский метрополитен является важной частью экскурсии любого гостя нашей столицы. Многие станции заслуживают такого же внимания, как музеи и являются объектами культурного наследия нашей страны.
Ежедневно в метро спускается больше 9 млн. человек. Высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы очень часто не смотрим по сторонам и лишаем себя возможности полюбоваться красотами московских подземных дворцов.
Представляем вашему вниманию рейтинг самых красивых станций метро в Москве. Представленный обзор составлен по мнению редакции нашего сайта.
Рейтинг:
Читайте также: 12 самых глубоких станций метро в Москве
12 Белорусская
Открывает наш рейтинг станция Белорусская, которая была открыта в 1938 году и является одной из первых в Москве. Она расположена под площадью Тверская Застава и входит в состав Замоскворецкой линии. Выход станции ведет в здание Белорусского вокзала, откуда соответственно и название.
Оформление станции соответствует названию. Пилоны центрального зала декорированы лепниной с белорусскими национальными орнаментами. Пол раньше также был выложен в виде белорусского орнамента, однако в настоящее время он выполнен из черного диабаза и гранита серого цвета и напоминает шахматную доску.
В целом станция представляет собой типовую пилонную трехсводчатую конструкцию. Однако ее зал отделан мрамором различных оттенков, что минимизирует ощущение глубины. Архитекторы Н. Андриканис и Н. Быкова придали станции вид изысканного дворца. Путевые стены отделаны мрамором белого цвета сверху и черного снизу, а пилоны центрального зала — мрамором розового оттенка. Для визуального облегчения конструкции, в пилонах предусмотрены углубления. В них вмонтированы светильники на бронзовых торшерах. Помимо торшеров, освещение осуществляют изящные подвесные люстры.
11 Достоевская
Сравнительно новая и интересно оформленная станция — Достоевская. Она была открыта в 2010 году, находится между станциями Люблинско-Дмитровской линии. Свое название станция получила в честь Ф. М. Достоевского.Он жил на улице Новая Божедомка, которая расположена неподалеку.
Конечно же оформление станции посвящено творчеству великого русского писателя. На торцевой стене зала размещен портрет Достоевского, а на остальных стенах сцены из самых известных произведений, таких как “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”. Такое оформление вызывало критику со стороны общественности после открытия. Однако несмотря на противоречивые отзывы, стоит признать, что внешний вид станции весьма интересный.
С технической стороны Достоевская — это колонно-стеновая трехсводчатая станция глубокого заложения. Она находится на глубине 60 метров и является пересадочной на кольцевую линию. Пол, путевые стены и колонны станции отделаны традиционными гранитом и мрамором. А вот потолок не совсем стандартный. Он сделан из белого стеклопластика, что делает зал очень светлым. Все оформление станции выполнено в черном и белом цветах.
10 Курская
Под площадью Курского вокзала расположена одноименная станция Московского метрополитена. Свою работу она начала в 1950 году. Протяженность платформы здесь 160 метров — одна из самых длинных в Москве.
Станция Курская оформлена в двух тематиках — “Солнце” и “Победа”. Для отделки стен использовались несколько цветов мрамора — черный, серый, красный и розовый. Пол выложен серым и красным гранитом. Центральный зал исполнен в дорическом стиле. Его стены отделаны мрамором “коелга”, который внешним видом напоминает древнеримскую базилику. Освещают зал люстры в форме солнца, а из полузала, ведущего на Арбатско-Покровскую линию, исходят позолоченные лучи.
Интересный дизайн имеет средний аванзал, имеющий форму круга. В его центре находится полуколонна, которая визуально поднимается из-под земли. Такое необычное архитектурное решение дало соответствующее название аванзалу — “Возрождение”.
С технической точки зрения станция Курская трехстворчатая колонная глубокого заложения. При ее строительстве использовали сборную чугунную отделку. Своды станции опираются на собственные колонны, которые образуют в центральном зале двойной ряд.
9 Комсомольская
Еще одна примечательная станция Московского метрополитена — Комсомольская. Она оформлена в тематике борьбы за независимость русского народа. Расположена станция на Кольцевой линии в Красносельском районе под Комсомольской площадью. Открылась 30 января 1952 года.
На своде станции расположены панно, посвященные теме борьбы российского народа за свободу. Можно увидеть таких выдающихся военных и политических деятелей, как Минин, Пожарский, Кутузов, Суворов, Александр Невский и Дмитрий Донской. Присутствуют изображения советской армии под Рейхстагом, выступления Ленина перед красногвардейцами и Родины-матери. Дополняют оформление также вставки из мозаики и барельефы, изображающие оружие. Северный вестибюль Комсомольской украшен тематическими барельефами Г. И. Мотовилова. Кроме того, в одном торце станции расположен бюст Ленину, а в другом мозаика ордена Победы.
Технически Комсомольская представляет собой трехпролетную пилонную станцию глубокого заложения. Она одна из самых длинных — протяженность 190 метров. Всего здесь расположено 68 восьмигранных колонн на расстоянии 5,6 метров друг от друга. Все они отделаны светлым мрамором, а пол выложен розовым гранитом. На желтом потолке красуются подвешенные рожковые люстры.
8 Новокузнецкая
Интересное оформление имеет и Новокузнецкая станция. Названа она в честь одноименной улицы, проходящей рядом. Эта пересадочная станция входит с состав Замоскворецкой линии. Дата открытия — 20 ноября 1943 года.
Оформление станции Новокузнецкая посвящено стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны, что неудивительно, учитывая год ее открытия. Проект оформления был удостоен Сталинской премии первой степени. Из тематического декора можно увидеть барельеф со сценами боев на потолочном фризе центрального зала, шесть мозаик с изображениями тружеников тыла, расположенных на сводах. Каждая мозаика подсвечена бронзовым торшером. В центре эскалаторного наклона размещен щит со словами «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны», обрамленный знаменами, лавровыми венками и оружием. В переходе с Новокузнецкой станции на Третьяковскую расположено мраморное панно Б. Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков».
Потолок и стены станции отделаны светлым мрамором, а пол выложен разноцветным гранитом. Для пассажиров станции установлены скамейки из белого мрамора. Интересно, что до открытия Новокузнецкой они были в Храме Христа Спасителя. Технически станция построена по типовому проекту и имеет трехсводчатую пилонную конструкцию. Центральный зал имеет диаметр 9,5 м, а боковые 8,5 м.
7 Римская
Красивой и необычной является станция Римская, относящаяся к Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. Ее открыли в 1995 году. Расположена в Таганском районе Москвы.
Станция оформлена в тематике “Достопримечательности Рима”. Проектировали ее итальянские архитекторы А. Куатроччи и Дж. П. Имбриги, совместно с ними работал также и скульптор Л. Л. Берлин. Он является создателем замечательной композиции “Фонтан”. Ее главные фигуры — основатели Рима Ромул и Рем. Римская — это единственная станция Московского метро, где установлен фонтан. Выходы к переходам и эскалаторам украшены лепными медальонами.
Проект станции новый, поэтому не типовой. Подплатформеные помещения здесь отсутствуют. Опорой для путевых стен и колонн служит монолитная плита. Отделка залов произведена мрамором различных пород и цветов, а пол выложен черным, серым и красным гранитом.
6 Новослободская
Станция Новослободская Московского метрополитена была открыта в 1952 году. Она относится к Кольцевой линии и входит в состав участка Белорусская-Курская. Свое название Новослободская получила в честь одноименной улицы, в начале которой она и находится.
Архитектором станции был выдающийся специалист А. Душкин. Это его последняя работа в данном направлении. Новослободскую украшают чередующиеся большие и малые арочные пролеты. Малые заполнены витражами. Светильники за ними подсвечивают композицию. Благодаря такому решению несущие конструкции не кажутся тяжелыми. Всего установлено 32 витража, которые изготовлены по рисункам художника П. Корина. Все композиции помещены в рамку из отчеканенной позолоченной латуни, а верхняя часть каждого витража украшена медальоном. На шести изображениях можно увидеть изображения агронома, энергетика, географа, архитектора, музыканта и художника. Остальные представляют собой разные геометрические орнаменты. На торцевой стене главного зала расположено мозаичное панно «Мир во всем мире», изображающее женщину с младенцем на руках.
Спроектирована Новослободская, как трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения на глубине 40 м. Имеет одну платформу. Путевые стены и пилоны отделаны традиционно мрамором, а пол гранитом. Черно-серый пол напоминает шахматную доску, пилоны черные с белыми прожилками.
5 Арбатская
Привлекает к себе внимание станция Арбатская. Ее открыли 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метро. Относится к Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Ранее на этом месте был Храм Тихона, епископа Амафунтского. Название станция получила в честь расположенной вблизи станции Арбат.
Арбатская является объектом культурного наследия. Она оформлена в стиле “московское барокко”, сочетающем в себе русскую архитектуру 17 века и элементы ордерных композиций. Выбор традиций русского зодчества при декорировании внутреннего убранства обусловлен близостью станции к Кремлю. Поперек станции перекинуты параболические арки они принимают на себя тяжесть сводов с малыми арками.
Центральный зал имеет очень большую протяженность. Его пилоны украшены керамическими букетами цветов, а внизу отделаны красным мрамором. Пол выложен черным и красным гранитом. Путевые стены имеют облицовку в виде черной и белой керамической плитки, а стены подходных коридоров пятнистым мрамором с красным цоколем. Станционный зал освещают изящные люстры с орнаментом в золоченой бронзовой оправе.
4 Площадь Революции
Еще одна известная своей красотой станция Московского метро — Площадь Революции. Открыли ее в 1938 году. Рядом находится Площадь Революции, о чем легко можно догадаться по названию. Относится станция к Арбатско-Покровской линии и находится между Курской и Арбатской.
Станция также относится к объектам культурного наследия. Проектировал ее архитектор А. Н. Душкин, совместно с ним работал скульптор Матвей Манизер. Здесь установлено 76 изготовленных им скульптур. Они стоят в хронологическом порядке событий 1917-1937 годов в нишах арок, образованных пилонами. Работы изображают простых советских людей — колхозников, революционеров, рабочих, студентов, пограничников и т.д. С этими фигурами у москвичей связаны интересные традиции. Например для успеха в начинаниях нужно потереть флажок матроса, перед экзаменом — нос овчарки, а для успешного свидания — обувь “Студентки с книгой”.
Пилонная, трехсводчатая станция глубокого заложения расположена на глубине 33,6 метров. Стены и пилоны облицованы черным армянским мрамором и золотистым, белым и серым камнем других пород. Пол выложен гранитом.
3 Маяковская
Тройку самых красивых станций метро в Москве открывает Маяковская. Ее открыли в сентябре 1938 года. Эта одна из первых станций Московского метрополитена. Интересно, что ее проект получил гран-при на выставке в Нью-Йорке еще за несколько лет до открытия. Статус Памятника архитектуры Маяковская получила в конце 20 века.
Станция получила свое название в честь знаменитого русского поэта Владимира Маяковского. Оформлена она в стиле “сталинская неоклассика”. Своим убранством она похожа на подземный дворец с элементами авангардных конструкций Тонкие колонны, поддерживающие свод и покрытые нержавеющей сталью добавляют изящества. Ниши в сводах декорированы мозаичными панно на тему “Сутки советского неба”, они подсвечены светильниками. Автором этих замечательных произведений является известный русский художник А. Дейнека.
Освещению станции уделили особое внимание при проектировании Маяковской. Убранство наполнено игрой света и полутеней. Это достигается благодаря светильникам, размещенным в 33 овальных куполах.
Маяковская — первая в мире пилонная станция глубокого заложения. Путевые стены облицованы уфалейским мрамором сверху и диоритом снизу. Пол выложен из мрамора и гранита серо-белого цвета, а в центре темно-красная гранитная полоса. Она ведет к бюсту Маяковского, установленному на пьедестале в торце.
2 Театральная
Еще одна из самых красивых станций метро — Театральная. В эксплуатацию ее сдали еще в сентябре 1938 года. Однако тогда она называлась Площадь Свердлова. Так как имя этого революционера носила площадь неподалеку. Но так как здесь расположены Большой и Малый театры, в 2005 году переименовали и площадь, и станцию.
Театральная была последним проектом архитектора Ивана Фомина, который он не успел завершить. Заканчивал работу его ученик Леонид Поляков. Перронные залы от главного отделены двойными полуколоннами, которые внешне облегчают тяжелые пилоны. Внутреннее оформление посвящено теме народного танца и исполнения на музыкальных инструментов. Залы украшены барельефами с изображением представителей семи республик СССР, танцующих и музицирующих в национальных костюмах. Центральный свод украшен ромбовидными кессонами.
Привлекает внимание также и освещение станции. Большие хрустальные светильники в бронзовой оправе расположены в центре зала. Кроме того, на пилонах в центральном зале установлены светильники из матового стекла.
С технической точки зрения Театральная — трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Это типовой проект с диаметром центрального зала 9,5 метров и боковыми залами по 8,5 м. Путевые стены и пилоны отделаны светлым мрамором. Столбы в центре зала украшены каннелюрами на углах. Пол выложен серым и черным гранитом.
1 Киевская
По мнению редакции нашего сайта самой красивой станцией Московского метрополитена является Киевская. Она относится к кольцевой линии и была открыта в марте 1954 года. Своим названием она обязана Киевскому вокзалу, расположенному неподалеку. Эта станция была самой любимой у Н. Хрущева. Ее проект победил на конкурсе. Автором работы является киевский архитектор Е. И. Катонин.
Тематика оформления — “История Украины” и “Дружба украинского и русского народов”. Станция украшена 18 панно. Все они показывают историю взаимоотношений двух стран от Переяславской Рады до революции 1917 года. Мозаика в станционных залах выполнена из смальты. Под каждой картине имеется мраморный свиток с описанием. Торцевая стена центрального зала оформлена мозаичным портретом Ленина в окружении лепных флагов. Также имеется барельеф “Воссоединение всего украинского народа”.
Киевская построена по типовому проекту трехсводчатой пилонной станции глубокого заложения. Расположена на глубине 53 метра. Внутри станции имеется два вестибюля — северный и южный.
Комментарии
В Москве, последний раз, был еще при СССР, но станции Метро потрясли своей красотой и величием. Единственное, очень много людей, особенно где переходы с одной линии, на другую. )
Красота, ничего не скажешь! Даже просто смотря фотографии, словно попадаешь в разные эпохи. Думаю, это очень простой и ненавязчивый способ прививать людям культуру и воспитывать чувство прекрасного.
Какая красота! Мне понравилась Комсомольская, Новослободская, Арбатская. Хотелось бы побывать там и все увидеть своими глазами )
Действительно есть в Москве красивые станции метро. Видно, что архитекторы к этому вопросу подходили с душой
Бесспорно, красивые станции. Но они такие не только в Москве. В Советском Союзе под землей везде строили настоящие шедевры архитектуры.