Логотип

Настоящие монстры: 12 самых больших танков за всю историю

Танком называется боевая бронемашина, как правило, она имеет гусеничный ход, оснащена пулеметным и/или пушечным вооружением. Разработки первых танков начались еще в 1915 году, тогда было произведено несколько экспериментальных образцов.

Фото: Pixabay.com

Многофункциональной боевой машине не страшны преграды. Солдаты, находящиеся внутри, могут чувствовать себя в безопасности, а в случае необходимости имеют возможность открыть огонь и отразить нападение врага.

С развитием танкового производства, появилась классификация данной боевой техники:

  • Легкие.
  • Средние (до 30 тонн).
  • Тяжелые (свыше 30 тонн).
  • Сверхтяжелые.

Современное танкостроение направлено на разработку маневренных и компактных машин, на первый план выходит огневая мощь и высокая проходимость. В то время, как ранее конструкторы старались создавать танки крупных размеров, с толстой броней. Они считались самыми надежными и неуязвимыми. О таких бронемашинах пойдет речь в нашей статье.

Представляем рейтинг 12 самых больших танков в мире, составленный на основании данных портала hotcars.com.

Читайте также: 10 самых больших пассажирских самолетов

12 T28

Открывает наш рейтинг танк Т-28, представляющий собой сверхтяжелую бронемашину, которая использовалась в боевых действия во время Второй Мировой войны войсками США. Разработки начались еще в 1943 году, первые экземпляры были выпущены только к концу войны, затем производство прекратилось, создав всего несколько экспериментальных образцов.

Сверхтяжелый танк имеет массу 95 тонн (вместе со снаряжением), его ширина равняется 3,2 м, длина — более 11 м, высота — 2,8 м. Разрабатывая данную модель, конструкторы поставили перед собой задачу создания такой брони, которая могла выдержать атаку немецких “Тигра” и “Пантеры”. В итоге получился приземистый безбашенный танк с 305-мм лобовой броней и пушкой калибра 105 мм, который мог свободно проходить по любой местности.

Проведенные испытания показали, что такая тяжеловесная боевая машина при движении может развивать крайне малую скорость — всего 12 км/ч. Таким образом, самоходка Т-28 никак не вписывалась в концепцию бронетанковых вооружений США. Поэтому, разработки и производство данной модели прекратили. Один экземпляр сверхтяжелого Т-28 хранится в коллекции музея военной базы “Форт-Нокс”.

11 Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Одиннадцатую строчку занимает танк Panzerkampfwagen VIII «Maus», разработанный немецкими конструкторами в период Второй мировой войны, по личному приказу фюрера. Боевая машина получила ироничное название “Мышь”.

Разработки тяжеловеса начал в 1942 году Фердинанд Порше (основатель компании Porsche), первый испытательный пробег состоялся годом позже, а в 1944 году было собрано 2 танка. Дальнейшее производство было остановлено из-за высокой затратности и недостаточной производственной мощности. В 1945 году оба экспериментальных образца были уничтожены.

Размеры танка Panzer поистине впечатляющие. Его масса вместе с вооружением составляет 188 тонн, высота равняется 3,6 м, длина — 10 м, ширина — 3,5 м. Лобовая бронированная плита “Мыши” имела толщину 200 мм, а кормовая — 150 мм. Несмотря на огромную массу, во время испытаний выяснилось, что танком легко управлять, он маневренный и имеет высокую проходимость на любой местности. Из вооружений предусмотрено: пулемет, огнемет, нарезные пушки различного калибра.

10 Landkreuzer P. 1500 Monster

Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект создания данного “Сухопутного крейсера” так и остался нереализованным.

В 1942 году немецкие конструкторы предложили Министерству по вооружениям проект нового сверхтяжелого танка Landkreuzer P. 1500 Monster. Адольф Гитлер заинтересовался и разрешил создание самоходной боевой машины массой 1500 тонн.

Планировалось оснастить экспериментальную модель вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными деталями. При таких огромных габаритах перед конструкторами встала основная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность передвижения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Однако, даже с такими мощными двигателями, танк не смог бы ехать со скоростью выше 20 км/ч и на его обслуживание потребуется 100 членов экипажа.

В случае постройки, Landkreuzer P. 1500 Monster использовался бы против надежно укрепленных сооружений и мог стрелять снарядами по 7 тонн не далее, чем на расстояние в 37 м. Из-за крупных размеров, большой массы и малой маневренности, танк сложно было бы применять в боевых действиях. При этом, он стал бы отличной мишенью для авианалетов штурмовиков. Учитывая все эти причины, в начале 1943 года было принято решение о закрытии проекта по созданию сверхтяжелой машины.

9 Challenger 2

На девятом месте располагается сверхтяжелый танк Challenger 2, производимый в Великобритании до 2009 год и находящийся на вооружении по сей день. Масса боевой машины составляет 62,5 тонны.

Сборка Challenger 2 началась в 1993 году на заводе в Ньюкасле. Первые испытания прошли в 1994 году, на них было экспериментально доказано, что новый танк соответствует всем требованиям, которые предъявляют военные к боевым машинам.

Основным преимуществом Challenger 2 является надежная бронезащита. Его лобовая защита может выдерживать удар практически любого снаряда. При этом, боковая броня и окно водителя-механика защищены слабее. В качестве вооружения тяжеловес использует: 120-мм нарезную пушку с боекомплектом в 52 снаряда, пулемет с патронами калибра 7,62 мм, тепловизор и лазерный дальномер. Скорость, развиваемая боевой машиной, не превышает 37 миль/час. Для обслуживания машины требуется 4 человека: водитель и 3 члена экипажа.

Данная модель танка активно используется в боевых действиях. В 2003 году Challenger 2 применялись в ходе миротворческой миссии в Ираке. Во время битвы за Басру танки оказали британским силам огневую поддержку. Проходимость боевой машины по песку оказалась высокой, поэтому он идеально подходит для боев в пустыне.

8 M26 Pershing

Восьмую строчку рейтинга занимает американский танк M26 Pershing, который назвали в честь генерала Дж. Першинга, руководившего экспедиционным корпусом. Новый танк стал заменой предыдущей модели “М4 Шерман”.

Разработана была боевая машина в 1944 года, активно использовалась во время Второй мировой войны и в 1950 году принимала участие в Корейской войне. Изначально M26 Pershing создавался как танк средней тяжести, однако, для большей уверенности экипажа, его переквалифицировали в тяжелый. В итоге масса самоходки составила 46 тонн. Экипаж ее состоит из 5 человек. За все время производства было выпущено 2239 танков данной модели.

По сравнению с предыдущими моделями основными преимуществами M26 Pershing стали высокая защищенность и огневая мощность. Машина оснащена 100-мм лобовой броней, 90-мм пушкой с новым стабилизатором, пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм. Слабым местом для танка оказался двигатель мощностью 500 л.с., его оказалось недостаточно для передвижения такой тяжеловесной машины, способной развивать скорость по асфальту не более 48 км/ч.

7 M1 Abrams

Седьмую строчку рейтинга занимает основной танк вооруженных сил США — M1 Abrams, серийный выпуск которого начали в 1980 году. Названа боевая машина в честь генерала Крейтона Абрамса, она стоит на вооружении американской армии и морской пехоты, войск ряда ближневосточных государств, а также Марокко, Австралии и Египта. В настоящее время M1 Abrams является одним из самых тяжелых и крупных танков в мире, его масса равняется 68 тонн.

Разработка первых танков данной модели началась в 1971 году, за все время выпущено более 10 тысяч единиц техники. Появление M1 Abrams положило начало внедрению целого ряда инноваций в танкостроении — компьютерное управление огнем, использование вышибных панелей для хранения боезапаса.

В качестве вооружения танк использует нарезные пушки калибра 105 мм и пулеметы. Мощность двигателя составляет 1500 л.с. Двигаясь по шоссе, машина способна развивать скорость в 72 км/ч. M1 Abrams является одним из лучших в мире благодаря технической составляющей. С ее помощью можно легко координировать действия с авиацией и другими войсками, что увеличивает эффективность ведения боя. Поэтому данная модель по сей день состоит на вооружении американской армии.

6 Leclerc Tank

Шестую позицию занимает современный сверхтяжелый Leclerc Tank, разработанный во Франции в 1990 году.

Данная модель попала на вооружение французской армии в 1992 году. С тех пор танк перенес несколько модификаций, в итоге срок службы машины был продлен до 2040 года. За все время было выпущено 876 единиц, примерно половина из них используется в ОАЭ.

Leclerc Tank имеет классическую компоновку и модульную конструкцию брони (из титана и вольфрама), ее поврежденные части можно быстро поменять прямо на поле боя. Обслуживают бронемашину 3 члена экипажа: командующий, наводчик и водитель. Из-за уменьшенного внутреннего пространства рост военнослужащего не должен превышать 182 см.

Масса Leclerc Tank вместе с вооружением составляет 60 тонн. При этом, самоходка является одной из самых маневренных и быстрых в мире. Ее скорость передвижения по асфальту составляет 71 км/ч, по полю — 51 км/ч. В качестве вооружения используются 120-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и два пулемета разных калибров. Для удобства ведения боя предусмотрен тепловизор, лазерный дальномер, различные прицелы.

5 Landkreuzer P. 1000

Пятую позицию занимает немецкий сверхтяжелый танк Landkreuzer P. 1000, который существовал только на бумаге. Его проект так и не смогли реализовать, как и его “старшего брата” — Landkreuzer P. 1500 Monster, по причине огромных размеров и веса.

Второе название “Сухопутного крейсера” P. 1000 — “Крыса” (предложено Адольфом Гитлером). Над его разработкой в 1942-1943 гг трудился Эдвард Гротте, пытаясь создать для немецкой армии сверхтяжелый танк весом в 1000 тонн. Из них 300 тонн приходилось бы на вооружение, 100 тонн — на гусеничные компоненты, 200 тонн — бронь и каркас. Предполагалось, что машина будет иметь длину 35 м, ширину — 14 м, высоту — 11 м. Для ее обслуживания потребовалось бы 36 членов экипажа.

Для обеспечения передвижения танка было принято решение оснастить его восемью судоходными двигателями, каждый мощность в 2000 л.с.Также конструкторы пытались создать внутри Landkreuzer P. 1000 гараж для двух мотоциклов, складские помещения и ванную комнату. Из вооружений “Крыса” должна была иметь 128-мм пушки, пулеметы и зенитные оружия. В 1943 году проект создания сверхтяжелого танка был прекращен Альбертом Шпеером.

4 Tiger II

Четвертую строчку рейтинга занимает немецкий танк Tiger II (его еще называют “Королевский тигр”).

После “знакомства” войск вермахта с танками советского производства Т-34 и КВ-1, руководством Германии было принято решение о создании сверхтяжелого танка, оснащенного мощным оружием и имеющим надежную защиту. Предполагалось, что боевая машина будет обстреливать противника из засады, используя качественную немецкую оптику. Серийное производство Tiger II началось в 1944 году, всего было выпущено 487 единиц техники, которые активно использовались в заключительном периоде Второй мировой войны.

Толстая броня обеспечивала машине надежную защиту от многих противотанковых средств. Благодаря мощной и точной 88-мм нарезной пушке “Королевский тигр” мог поражать любые танки на больших дистанциях. Также в боекомплект входили три пулемета различного калибра. Для обслуживания боевой машины требовалось 5 человек экипажа.

При этом, высокая масса в 75 тонн и недостаточно мощный двигатель снизили ходовые качества и надежность Tiger II. Танк мог развивать максимальную скорость не выше 39 км/ч. “Королевский тигр” считается последним сверхтяжелым танком нацистской Германии. Он является лидером по огневой мощности, но неудачным по применению.

3 K-Wagen

Открывает тройку лидеров рейтинга немецкий танк K-Wagen (Kolossal-Wagen), который является первым тяжеловесом, сделанным в Германии в период Первой мировой войны.

Над созданием боевой машины работал Йозеф Фольмер, конструктор пытался создать самоходку, способную прорывать любую вражескую оборону. Проект был одобрен высшим руководством страны и в 1918 году началось производство. Разрабатывался танк на основе английских чертежей, в итоге он получил ромбовидную форму корпуса, охваченную гусеницами. Масса составила 150 тонн, длина — 12,8 м, ширина — 3 м, высота — 3,5 м.

K-Wagen имел стальную броню и два двигателя фирмы “Даймлер”, каждый мощностью в 650 л.с. В качестве вооружений использовались четыре 77-мм пушки, расположенные по бокам и два пулемета различного калибра. Для обслуживания боевой машины требовалось 22 человека экипажа. Планировалось создать 100 единиц техники и оборудовать каждую из них специальной радиостанцией с большой дальностью действия.

В 1918 году был построен первый танк модификации K-Wagen. Однако, скорое окончание Первой мировой войны остановило все разработки. Все прототипы танка были уничтожены самим производителей при приближении войск Антанты к немецким предприятиям.

2 FCM F1

На втором месте располагается сверхтяжелый французский танк FCM F1, созданный на замену устаревшей модели FCM 2С (Char 2C).

В феврале 1938 года Советом по вооружениям был разработан проект нового танка. Боевая машина должна была иметь одну мощную пушку и одно скорострельное оружие. Помимо этого, броня самоходки должна была выдерживать попадание любых противотанковых снарядов, известных на тот момент.

В конкурсе на строительство участвовали различные фирмы, в итоге выиграла FCM. Инженеры компании создали проект танка с двумя башнями, которые располагались на разном уровне (по принципу линкоров), чтобы во время кругового обстрела не мешать друг другу. В задней башне установили мощную 105-мм пушку, в переднюю вмонтировали 47-мм скорострельное орудие.

Толщина лобовой брони FCM F1 составила 120 мм, при этом общая масса машины равнялась 140 тоннам, длина — 12 м, ширина — 3,6 м. Первый экземпляр нового танка планировалось выпустить в 1940 году. Однако, строительству помешало стремительное наступление немецкий войск во Францию. Несмотря на то, что ни один прототип танка FCM F1 не участвовал в боевых действиях, разработки ученых оказали серьезное влияние на дальнейшее создание сверхтяжелых машин во Франции.

1 Char 2C

Французские конструкторы одними из первых начали разработку танков. Именно им принадлежит создание самого крупного Char 2C, который был построен в 1917 году.

Если оценивать метрические размеры, то Char 2C считается самым большим танком в мире. Его длина равняется 10,27 м, ширина — 4 м, высота — 3 м. Масса вместе с оснащением составляет 69 тонн. По замыслу создателей новый танк должен был с легкостью преодолевать любые препятствия, в том числе фашистские траншеи. Производство боевых машин оказалось дорогостоящим и трудоемким, поэтому до 1923 года было произведено всего 10 единиц техники, затем производство свернули.

Из вооружений Char 2C использовал 75-мм нарезную пушку и четыре пулемета. Для осуществления прицельной стрельбы требовалось 13 членов экипажа. Мощные двигатели самоходки за один километр пройденного пути “съедали” 12,8 л горючего, поэтому без дозаправки танк мог пройти не более 100 км.

Самый большой танк Char 2C стоял на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны. Затем ему на смену пришел сверхтяжелый FCM F1.

Почему военные отказались от больших танков?

Большинство представителей нашего рейтинга были созданы в период Первой мировой и Великой отечественной войн. Конструкторы пытались разработать машины с надежной защитой от вражеского огня. Крупные танки имели толстую броню, она была непроницаема для большинства орудий того времени.

Причин для отказа от сверхтяжелых больших бронемашин несколько:

  • Появились снаряды, способные пробить броню толщиной более 500 мм.
  • Крупные танки были отличной мишенью для вражеской авиации.
  • Низкая маневренность затрудняла их применение на поле боя.

Также возникали проблемы с транспортировкой. Машины были слишком массивными, чтобы перевозить их по железной дороге. Поэтому, танки приходилось перегонять своим ходом. Большинство из них имели малую скорость движения и не успевали прибыть в нужный момент на поле боя. Помимо этого, тяжеловесы разрушали асфальтированные дороги, следовательно они должны были двигаться по пересеченной местности, а это еще больше замедляло движение.

Спасибо за внимание и хорошего дня!

Яндекс.Дзен СпасибоВсем.ру в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария. Вы можете быть первым.



Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.