Логотип

11 самых длинных мостов в России

Россия — самая большая по площади страна на планете, она простирается почти на весь материк и имеет очень разнообразный природный ландшафт. С развитием крупных транспортных магистралей, а также с целью повысить уровень жизни жителей городов, в стране прокладываются многочисленные автомобильные и железнодорожные мосты и эстакады. Они возводятся через мегаполисы и пересекают реки, и часто строятся в сложных природных условиях.

Фото: Pixabay.com

Перед проектировщиками стоит сразу несколько важных задач: возвести прочную и надежную конструкцию, сохранить экологическую безопасность территории, обеспечить достаточную пропускную способность объекта и придать ему оригинальный архитектурный стиль. Многие из мостов становятся рекордсменами по длине и отличаются уникальными параметрами.

Рейтинг самых длинных мостов России, с описанием их особенностей, включает сооружения протяженностью от 2,5 до 18 километров. Лидер списка — Крымский мост, который является самым длинным мостом не только в России, но и в Европе.

Рейтинг Длина
1. Крымский мост 18118 м
2. Южная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург) 9378 м
3. Северная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург) 8794 м
4. Президентский мост (Ульяновск) 5825 м
5. Мост через Амурский залив (Владивосток) 4364 м
6. Мост через Юрибей (Ямало-Ненецкий автономный округ) 3893 м
7. Амурский мост (Хабаровск) 3891 м
8. Русский мост (Владивосток) 3100 м
9. Большой Обуховский мост (Санкт-Петербург) 2884 м
10. Саратовский мост (Саратов-Энгельс) 2804 м
11. Железнодорожный мост в Красной Поляне 2517 м

Читайте также: 10 самых безопасных городов России

11 Железнодорожный мост в Красной Поляне

Одиннадцатое место в России по длине занимает Железнодорожный мост в Красной Поляне (Краснодарский край), который имеет длину 2517 метров.

Объект является частью скоростной магистрали, построенной в рекордные сроки к Зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Строительство масштабного проекта началось в 2009 году и завершилось в 2013 году. Президент РЖД В.Якунин отмечает, что столь масштабной стройки в России не проводилось со времен БАМа. Совмещенная автомобильная и железнодорожная магистраль Адлер — Красная Поляна, частью которой является данный мост, обеспечила доставку около 80 тысяч человек в сутки на спортивные объекты и к ледовым дворцам Олимпийского парка.

Железнодорожная линия расположена в сложных топографических и инженерно-геологических условиях, преимущественно на криволинейных участках, а также имеет затяжные уклоны. При возведении моста впервые в России применялась передовая технология монолитных и пролетных строений с целью обеспечить достаточные технико-экономические показатели, комфортность движения скоростных поездов и возможность монтажа в горных условиях. Качество сварных швов проверялось по всей протяженности строения с использованием ультразвуковых приборов. Также повышенные требования предъявлялись к архитектурной выразительности мостов.

Проект многократно критиковался в СМИ как необоснованно дорогостоящий и мало востребованный после окончания Олимпиады. И действительно, с декабря 2014 года было вдвое сокращено количество поездов, курсирующих на маршруте Адлер — Красная Поляна. По данным СМИ, общая сметная стоимость строительства железнодорожной линии от Адлера до аэропорта Сочи составила почти 10 миллиардов рублей.

10 Саратовский мост (Саратов-Энгельс)

На десятой позиции рейтинга находится Саратовский мост (Саратов-Энгельс). Длина объекта составляет 2803,7 метра, ширина проезжей части — 12 метров, пешеходных тротуаров — 1,5 метра.

Проект был утвержден в 1958 году, а движение было открыто в 1965 году. На торжественной церемонии присутствовали несколько тысяч жителей Саратова и Энгельса, которые двигались навстречу друг другу. На момент сдачи в эксплуатацию мост являлся длиннейшим в Европе. Впечатляющая длина и уникальная архитектура проекта сделали его одной из узнаваемых визиток Саратова, в 2011 году мост включен в перечень 20-и достопримечательностей Приволжья, имеющих архитектурно-историческую ценность.

Высота пролетов моста переменная, они установлены ниже со стороны Энгельса и становятся выше ближе к Саратову, для прохождения высоких судов. Сооружение имеет железобетонную арочную конструкцию с пролетами-«птичками», которые не нуждаются в температурных швах, так как при увеличении температуры имеют возможность расширяться также и вверх. Процесс возведения с применением новейших для того времени технологий достоверно отражен в художественной кинокартине О.Ефремова «Строится мост».

За время эксплуатации сооружение неоднократно реконструировалось и облагораживалось, однако обсуждается вопрос о сносе или переводе моста в категорию пешеходных. Точной даты, когда будет закрыт Саратовский мост, пока не известно.

9 Большой Обуховский мост (Санкт-Петербург)

Девятую строку рейтинга занимает Большой Обуховский мост, расположенный в Санкт-Петербурге. Вантовый мост протянулся через Неву, это единственный неразводной мост через реку, его длина составляет 2884 метра. Эффективная автомобильная переправа создана в рамках грандиозного проекта строительства кольцевой трассы вокруг города.

Первая очередь открыта в 2004 году, а вторая сдана в эксплуатацию в 2007 году. Фактически это два аналогичных моста, по каждой части организовано одностороннее движение автомобильного транспорта. Пролетные строения пропускают четыре полосы движения и оснащены небольшими тротуарами для обслуживающего персонала. Ширина пролетов составляет 25 метров, высота над уровнем воды — 30 метров, а широко расставленные пилоны подняли вверх на 126,5 метров, это второе по высоте сооружение в городе.

Свое название проект получил от местности, в которой он расположен, но жители неофициально его называют «Вантовым мостом», так как подвесная конструкция держится на стальных тросах. Мост возведен в достаточно сложном для навигации участке города, поэтому при строительстве возникали трудности. Из-за сильного ветра пролеты раскачивались, а перед сваркой обеих частей их пришлось выравнивать и вытягивать вантами.

Архитектурная составляющая сооружения играла большую роль при проектировании. В итоге объект гармонирует с общим ландшафтом города, его конструкция кажется легкой и изящной, будто парящей в воздухе. Для ночного времени предусмотрена специально разработанная подсветка, притягивающая взгляды.

Во время строительства был открыт «Музей вантового моста» — единственный в Санкт-Петербурге музей одного строительного объекта. После возведения Большого Обуховского музей переместили на территорию филиала ОАО «Мостоотряд No 19» в Красное Село.

8 Русский мост (Владивосток)

На восьмой позиции рейтинга находится Русский мост, его длина составляет 3100 метров. Сооружение протянулось над проливом Босфор Восточный, соединяет островную и материковую части Владивостока. Мост является одним из главных символов столицы Приморья и важным звеном транспортной системы.

Строительство проводилось ежедневно и круглосуточно, с регулярным контролем качества и привлечением специалистов всех поколений. Опоры моста выполнены по современной технологии непрерывного бетонирования, для заливки использован самоуплотняющийся бетон особой разработки. Сооружение спроектировано в едином архитектурном стиле. Объект возведен по федеральной программе развития города, его открытие состоялось к саммиту стран АТЭС в 2012 году. В торжественной церемонии участвовали около двухсот велосипедистов.

Мост стал одним из крупнейших вантовых мостов в мире, длина его центрального пролета составляет рекордные в мировой практике 1104 метра. Второй по высоте мост в мире простирается ввысь на 324 метра, пилоны установлены на искусственных полуостровах и произведены из бетона повышенной плотности. Масса одного пилона составляет 220 000 тонн. На каждом пилоне установлены 42 пары вантовых узлов, самый длинный трос которых имеет длину 578 метров. Это самые длинные ванты на планете, их компактная конфигурация помогает снизить ветровую нагрузку на всю конструкцию. Инженеры указывают срок эксплуатации вантовых узлов не менее 100 лет.

Высота подмостового пролета составляет 70 метров, что позволяет пропускать через пролив Босфор Восточный морские суда любого класса. Состояние сооружения непрерывно отслеживает специальная служба численностью почти 50 человек, системы на мосту контролируют 587 датчиков. В случае непредвиденных ситуаций и отключения электроснабжения освещение моста поддержат шесть дизельных электростанций.

Русский мост во Владивостоке изображен на купюре 2000 рублей.

7 Амурский мост (Хабаровск)

Седьмую строку рейтинга занимает Амурский мост, расположенный в Хабаровске. Крупнейший на Транссибирской магистрали мост имеет длину 3890,5 метров, двухполосное движение на верхнем ярусе и двухпутное железнодорожное на нижнем ярусе. Неофициальные названия моста «Амурское чудо» — из-за внушительной протяженности, «Алексеевский мост» — в честь цесаревича Алексея.

Строительство сооружения проводится во время Первой мировой войны, сроки возведения 1913 — 1916 гг. Перед проектировщиками стояла сложная задача, так как у реки Амур особенная гидрология: быстрое течение, глубина, ежегодно паводки и сильный ледоход. Инженеры использовали новаторский подход и использовали нестандартное сочетание — Амур перекрывался цепью ферм из металла, а над протокой возводилась арочная эстакада из железобетона. Для моста потребовалось почти 18 тонн металла, фермы выпускались в Варшаве, далее разобранные переправлялись в Хабаровск через Одессу и Владивосток. При строительстве было задействовано почти 5000 рабочих, в том числе арестантов, работы велись круглосуточно. Стране мост обошелся в 13,5 миллионов рублей, эта сумма сопоставима с военными расходами за 1916 год.

В Гражданскую войну, в 1920 году, мост был взорван и полностью восстановлен только к 1925 году. Ежегодно объем перевозок по Транссибу увеличивался, и через некоторое время реальная нагрузка на объект стала превышать допустимую. В 1980-х годах был исчерпан ресурс пропускной способности, поэтому в 1991-1999 годах мост вновь реконструирован, в 2009 году обновлен нижний ярус.

В наши дни в Хабаровске функционирует музей, посвященный этому грандиозному для своего времени сооружению. Первым и самым важным экспонатом является 127-метровая ферма 1916 года выпуска, демонтированная при реконструкции. Она установлена на стилизованных опорах недалеко от мостового перехода.

6 Мост через Юрибей (Ямало-Ненецкий автономный округ)

На шестой позиции рейтинга находится уникальный в своем роде Мост через Юрибей, расположенный в Ямало-Ненецком АО. Сооружение является частью крупной железнодорожной магистрали и имеет длину 3893 метра, это наиболее протяженный мост за Полярным кругом.

Первый проект создан в далекие 1980-е годы, для разработки близлежащих нефтяных и газовых месторождений, но экономическая ситуация в стране не позволила сразу приступить к строительству. Возведение началось в 2008 году, объект сдали в рекордные 349 дней, что составляет чуть менее года. Переход через пойму Юрибея — один из сложнейших участков, уникальный в практике строительства мостов. При возведении сооружения использованы технологии на высоких сваях, без стандартной отсыпки грунта, что позволило максимально сохранить экосистему реки. Устойчивость опор обеспечивают скважины глубиной до 40 метров, общий вес постройки составляет более 30 тысяч тонн. В 2009 году организована торжественная церемония открытия, на которой присутствовали действующие руководители региона и представители компании «Газпром».

Особенностью конструкции является использование деревянных шпал, отсутствие плит для крепления рельсов и опор из железобетонных блоков, что вызвало критику в СМИ. Однако необычное инженерное решение вызвано адаптацией проекта к климатическим условиям (вечная мерзлота) и особенностям грунта. Использованы все возможности для снижения общей массы конструкции — мост надежно опирается на 110 стальных труб, а сам проект прошел государственную экспертизу качества. Установлен и срок службы моста — 100 лет.

По мосту передвигаются вахтовые тепловозы, которые перевозят грузы и рабочих на месторождение. Для проезда требуется получить разрешение «Газпрома», так как данная железная дорога является собственностью компании.

5 Мост через Амурский залив (Владивосток)

Пятым по длине в России является мост через Амурский залив. Этот низководный мост располагается во Владивостоке и соединяет два полуострова (Де-Фриз и Муравьёва-Амурского).

Заказчик проекта — Департамент дорожного хозяйства Приморского края, а генеральный подрядчик — ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Общая протяженность моста составляет 4364 метра, ширина — 23,88 метров. Строительство масштабного сооружения началось в ноябре 2009 года, и уже в августе 2012 года состоялось открытие возведенной эстакады. Оперативному строительству способствовало возведение конструкции одновременно с противоположных берегов, навстречу друг другу. Строители вспоминают, что самой сложной частью работы оказалась забивка опор в морское дно, которые нужно было разместить наклонно, в скальном грунте, на глубине 50 метров. Во время открытия моста была организована праздничная колонна из 1500 велосипедистов и музейных ретро-автомобилей.

Четыре полосы движения, дополненные двухуровневой транспортной развязкой, создают комфортные условия для передвижения автотранспорта с расчетной скоростью до 90 километров в час. Для безопасности водителей, полосы в каждую сторону отделены от противоположного направления леером, непрерывным стальным ограждением. Современная система освещения включает около 260-ти светодиодных светильников производства компании GreenEC.

Мост стал частью скоростной автотрассы, поэтому частично разгрузил пригородный участок автомагистрали Владивосток-Хабаровск. Высота подмостовых пролетов не предполагает прохождения даже небольших судов под сооружением. Благодаря его низководному расположению, с определенного ракурса можно увидеть, будто мост уходит за горизонт, но это, конечно, иллюзия.

4 Президентский мост (Ульяновск)

Четвертую позицию рейтинга занимает Президентский мост в Ульяновске, перекинутый через Волгу, его длина составляет 5825 метров. Сооружение является важной частью транспортного коридора, который соединяет европейскую часть России с Дальним Востоком, Сибирью и Уралом.

Проект оказался долгостроем — его строительство началось в 1980 году, движение по первой очереди открылось лишь в 2009 году, второй очереди — в 2011 году. Возведение приостанавливалось на продолжительные периоды из-за отсутствия финансирования, итоговая стоимость моста составила более 38 миллиардов рублей по ценам 2008 года.

Проект уникален по длине (общая длина мостового перехода составляет почти 13 километров) и по конструкции. При строительстве впервые в мире использована технология применения буровых свай для фундаментов, пролетные строения начали устанавливать с середины русла реки. Также из новейших разработок применялась специальная обработка дорожного покрытия антикоррозийным составом, для увеличения срока эксплуатации.

Длина стандартного пролета моста составляет 221 метр, ширина верхнего яруса 25 метров, общий вес двухъярусной конструкции более 4 000 тонн. Высота опор колеблется от 11 метров у левого берега до 60 метров у правого. На магистрали оборудованы дорожки для пешеходов и велосипедистов, интенсивность движения автотранспорта составляет до 30 000 единиц в сутки.

На мосту установлены шумозащитные экраны, устроена система водоотведения и очистки сточных вод, действуют пункты весового контроля. Сооружение не только повысило качество жизни жителей Ульяновска, но и стало основой для нового направления автодорожного маршрута в международном транспортном коридоре «Транссиб».

3 Северная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург)

На третьей строке рейтинга находится Северная эстакада Западного скоростного диаметра. Магистраль расположена в Санкт-Петербурге, имеет общую длину 8794 метра и является инвестиционным проектом международного масштаба, который стал одним из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере создания платных дорог.

Проект был намечен еще в 1966 году, однако реализован лишь спустя десятилетия, открытие автотрассы состоялось в августе 2013 года. Северная эстакада является частью внутригородской многополосной скоростной магистрали, которая позволяет пересечь Санкт-Петербург за 20 минут, разгружает исторический центр города и обеспечивает вывод транспортных потоков на востребованные федеральные трассы. Проект ЗСД отмечен несколькими международными и федеральными наградами, а также остается динамично развивающимся объектом.

В целях безопасности движения по эстакаде внедрены инновационные технологии, которые позволяют организовать движение более удобным и эффективным способом. Предельная разрешенная скорость движения по автомагистрали составляет 110 километров в час. Наиболее сложные разделения съездов обозначены светоотражающими элементами, которые расположены на линиях разметки. На эстакаде внедрен проект фиксации нарушений ПДД (скорость, остановки и выбор полосы движения). Эксплуатацию трассы и сбор оплаты до 2042 года осуществляет компания «Магистраль Северной столицы».

Северная эстакада основного хода с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер является одной из узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга благодаря уникальному стилю конструкции. Мост популярен у туристов, так как с него открываются живописные виды. Ежегодно в июне на ЗСД проводится фестиваль, для этого движение по одному из направлений ограничивают для автомобилей и открывают для массового забега и велопарада.

2 Южная эстакада Западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург)

Вторую позицию рейтинга занимает Южная эстакада Западного скоростного диаметра, расположенная в Санкт-Петербурге. Объект общей протяженностью 9378 метров функционирует с октября 2012 года. Проект дал мощный импульс для развития города как мегаполиса и одного из крупнейших транспортных узлов Европы.

Основная часть Южной эстакады пролегает параллельно с железной дорогой, а около 90% автомагистрали составляют искусственные надземные объекты. Достаточно большое количество мостов и эстакад обусловлено плотной застройкой города и водными объектами, через которые проложена трасса. Одной из особенностей проекта стало уникальное техническое решение, которое впервые применили в российской практике — монтаж двухъярусных ферм с длиной пролетов 120 и 140 метров, сама трасса переведена в два уровня, что позволило снизить ширину проезжей части каждого из них.

Эстакады магистрали выполнены в одинаковом стиле, который отражает технические возможности современности и бережное отношение к окружающему ландшафту. Единый архитектурный ансамбль создают характерные сооружения — оригинальные светильники и криволинейное шумозащитное ограждение, благодаря им магистраль воспринимается как единый инженерно-архитектурный комплекс. С вантовых мостов автотрассы открываются панорамные виды на Санкт-Петербург и его знаковые достопримечательности.

1 Крымский мост

Лидирует в рейтинге Крымский мост, протянувшийся через Керченский пролив. Его длина составляет 18118 метров, что делает мост самым длинным в России и даже в Европе. Уникальное по многим параметрам сооружение является главной транспортной артерией, соединяющей материковую часть России с Крымским полуостровом.

Строительство проекта началось зимой 2016 года и уже в 2018 году мост открыли для автотранспорта, в 2019 году — для пассажирского железнодорожного транспорта, а в 2020 году — для грузовых ж/д перевозок. Стоимость контракта составила внушительную сумму — около 228 миллиардов рублей.

Для возведения столь масштабного проекта понадобилось почти 700 000 кв.м. асфальта, 5 500 свай и 595 опор длиной 3-35 метров. Дно Керченского пролива покрыто илом на глубину 60-70 метров, поэтому сваи забивались в глубину до 100 метров, а для устойчивости при сейсмических колебаниях они установлены под разными углами. Железнодорожная колея создана из 2 500 тонн рельсов, 38 000 железобетонных шпал. Дополнительно установлены устройства сигнализации, централизации и управления движением. При строительстве в дни пиковых нагрузок было задействовано около 16 000 человек.

Крымский мост значительно увеличил туристический поток на полуостров, большая часть отдыхающих прибывает на своем автотранспорте. Пропускная способность моста составляет до 40 000 автомобилей в сутки, действующий рекорд суточного трафика — 36 393 автомобилей, он был установлен в августе 2020 года. У Крымского моста есть талисман, это кот рыжего окраса, которого приютили охранники на стройке, символично назвав его Мостиком.

== Впечатляющие мостовые переходы, возведенные в России, еще раз доказывают, что страну по праву называют «страной мостов». Обилие рек на ее просторах позволяет сооружать истинные шедевры в истории мостостроения. Каждый из проектов заслуживает внимания, так как обладает особенными характеристиками и уникальным стилем.

Обратим ваше внимание, что некоторые из мостов возведены несколько десятилетий назад, но и в то время проектировщики находили оригинальные и новаторские решения для строительства. Однако большая часть объектов реализована в последние годы и в достаточно сжатые сроки. Рекордсмен по срокам строительства — Мост через Юрибей — возведен всего за 349 дней. Санкт-Петербург, «город на воде», славится большим количеством мостов, и в рейтинге представлены две длиннейшие эстакады города, которые являются частью одной магистрали. Самые длинные мосты удивляют не только своей протяженностью, но и необыкновенно красивой архитектурой.

Спасибо за внимание и хорошего дня!

Яндекс.Дзен СпасибоВсем.ру в Яндекс.Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария. Вы можете быть первым.



Написать комментарий
Чтобы добавлять комментарии, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.